Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 116]

местной барышни и тем самым выявляет критический потенциал и важные импульсы для изучения менталитета и истории России.
Он позволяет услышать «женский голос»,
понять внутренние потребности и стремление женщины к совершенствованию.
Духовной близости между Жадовской и героиней «Отсталой» нет, однако сама идея о необходимости свободного духовного развития женщины, о преодолении ею собственной «отсталости» вполне соответствует мироощущению автора.
В письме к профессору
И.Н.
Шиллю Жадовская признается: «...в сущности, я ведь отсталая.
Судьба приперла меня в тесный уголок и засторонила многое
живое, кипучее, современное домашним миром...» [93].
Но пути преодоления «отсталости» для писательницы и ее героини видятся по-разному.
В обрисовке других женских персонажей повести также подчеркивается обусловленность их трагических судеб средой.
В характере Анны Федоровны находят воплощение типичные черты помещицы, которые были ярко изображены
еще Пушкиным в образе матери Татьяны Лариной.
Ю.В.
Жадовская пишет: «Она <...> принадлежала к числу тех помещиц, которые от небольшого достатка умеют жить в довольстве, варят варенье, сушат грибы, водят дворню босой и полуголодной и не заботятся о чистоте и порядке задних углов своего дома...» [94].
Однако в изображении Жадовской поместная усадьба и
ее обитатели окончательно утрачивают всякий идиллический оттенок.
Арина Дмитриевна замечает: «<...> сами посудите, какая здесь сторона: самая глухая, необразованная».
(с.295) Более того, в описании внешнего облика Анны Федоровны и ее барских замашек заметно возрастание сатирическо-обличительной тональности: она «была тучна и с трудом переменяла место: где уж усядется с утра, там и сидит целый день <...> Всякая деятельность ее сосредоточилась в последнее время в приказаниях и побранках» (с.290).
Отношение Анны Федоровны к крепостным раскрывает нравственную деградацию этого типа.
(«Самолюбивое чувство заставляет их удаляться от
[стр. 150]

151 по суш, лишь преодоление социально-кастовых предрассудков, воспитанных в ней поместно-дворянской средой.
Жадовская не рассказывает о событиях, которые произошли за эти годы в жизни Маши, но по ее отношению к Якову Ивановичу и, в первую очередь, к незаслуженно обиженной Матреше, читатель может сделать вывод о тех испытаниях, которые ей пришлось перенести.
Изображая Машу в последней сцене^Жадовская оставляет у читателя надежду на се нравственное возрождение.
Таким образом, в характере героини «Отсталой» олражастся стремление к самореализации, к обретению независимости и свободы, которые в сюжетном развитии воплощаются в «ситуацию побега».
Но, воспитанная в условиях пошлой поместно-нровинциальной срсды^Маша впитывает все ее уродливые качества.
До «побега» она была не способна анализировать свои и чужие поступки, ее цель носила очень неопределенный характер и сводилась лишь к освобождению от гнетущей поместной атмосферы.
Если героини Тургенева (например, Елена Стахова), уходя из дома, глубоко осознают необходимость своего шага, продиктованного высокой целью, го Машины планы неопределенны и ограниченны.
И тем не менее характер героини Жадовской наделен типичными чертами женских персонажей того времени.
Этот тип характера, в отличие от идеальных тургеневских девушек, раскрывает еще один, причем наиболее возможный путь «развития» юной поместной барышни и тем самым выявляет критический потенциал и важные импульсы для изучения менталитета и истории России.
Он позволяет услышать «женский голос»,
артикулирующий собственные внутренние потребности и стремление женщины к совершенствованию.
Духовной близости между Жадовской и героиней «Отсталой» нет, однако сама идея о необходимости свободного духовного развития женщины, о преодолении ею собственной «отсталости» вполне соответствует мироощущению автора.
В письме к профессору
Шиллю Жадовская признается: «...
в сущности, я ведь отсталая.
Судьба приперла меня в тесный уголок и засторонила многое


[стр.,151]

152 живое, кипучее, современное домашним миром Но пути преодоления «отсталости» для писательницы и ее героини видятся по-разному.
В обрисовке других женских персонажей повести также подчеркивается обусловленность их трагических судеб средой.
В характере Анны Федоровны находят воплощение типичные черты помещицы, которые были ярко изображены
Пушкиным в образе матери Татьяны Лариной: «Она....
принадлежала к числу тех помещиц, которые от небольшого достатка умеют жить в довольстве, варят варенье, сушат грибы ...»
(С.444).
Однако в изображении Жадовской поместная усадьба и
се обитатели окончательно утрачивают всякий идиллический оттенок.
Более того, в описании внешнего облика Анны Федоровны и ее барских замашек заметно возрастание сатирическо-обличительной тональности: она « была тучна и с трудом переменяла место: где уж усядется с утра,
гам и сидит целый день.
Вся деятельность ее сосредоточилась в последнее время в приказаниях и побранках»
(С.443).
Ее отношения к крепостным, окружение себя «подхалимами» и «доверенными лицами» раскрывает нравственную деградацию этого типа.
(«Самолюбивое чувство заставляет их удаляться от
знакомств выше своего состояния, зато из беднейших соседок они умеют себе составить нечто вроде особенного штага и живут себе припеваючи», С.444).
Но если для матери Татьяны Лариной в таком существовании проявлялся типичный образ жизни для того времени, который был своего рода «нормой», то Жадовская, даже скупо изображая трагедию старой матери в финале, выявляет в этом невозможность в дальнейшем подобного образа жизни для женщины.
Типологически этот образ станет близок персонажам Салтыкова-Щедрина и Гончарова.1 2 Упадок дворянства, деградация человеческих отношений в усадьбе пока-'заны и через образы Арины Дмитриевны и Матреши.
В отличие от романов, в 1 Переписка Ю.
Жадовской с профессором Шиллем.
И Поли.
собр.
соч.
в 4 т.
СПб.,1894, Т.4.
С.64.
2 См.
о принципах построения художественных образов в творчестве этих писателей работы: Ауэр А.П.
Салтыков-Щедрин и развитие русской прозы второй половины Х\Х века\\ М.Е.Салтыков-Щедрик: проблемы мировоззрения, творчества, языка.
Тверь, 1991; Дмитрснко С.Ф.
Щедрин : незнакомый мир знакомых книг.
М., 1998; Жук А.А.
Русская проза второй половины Х\Х века.
М., 1981; Краснощскова Е.
«Обломов» И.А.Гончарова.
М.,1970; Скафтымов А.П.
Нравственные искания русских писателей.
М.,1972; Шаталов С.Е.
Врсмя-мстод-характер.
М.,1976.

[Back]