Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 123]

изошедшие с Машей, очевидны: она влюблена в Арбатова.
Изменилась не только одежда, внешность Маши, но ее речь, взгляды на окружающий мир: «Яков Иваныч загляделся и заслушался ее и сознавался невольно, что теперь она стала не та, что манеры ее сделались мягче, приятней и сама речь лилась стройнее и свободнее» (с.349).
Жадовская замечательно умеет передать атмосферу старинных барских усадеб, несущих на себе отпечаток эпохи, характеров ее владельцев и обитателей.
При описании народа, который собрался в доме Арины Дмитриевны, автор обращает наше внимание на то, как они одеты.
«Несмотря на то, что жили они все на виду друг у друга и в продолжение дня ходили в чем попало, к вечеру все принаряжались: барыни надевали чепцы, девицы причесывали голову, а мужчины облекались в сюртуки и пестрые бумажные галстуки.
Запоздалые моды уродовались здесь точно так же, как слухи и понятия» (с.318).
Выстроенная система предметных деталей дает наглядное описание «уродливых» взглядов провинциальной разночинной среды, что доказывается предметом разговора.
«Разговор шел о разных предметах.
Сперва потолковали об эмансипации крестьян, коверкая это слово на разные лады; но так как все плохо понимали в чем дело, особенно дамы, то скоро и оставили этот предмет» (с.319).
Эта «уродливость» и «искаженность» взглядов подтверждается авторским комментарием: «Да, эти люди женились и распложались, не боясь повторить существование, полное лишений и бедности.
Они даже не мечтали сделать какое-либо усилие, чтоб выбиться из вязкого болота, и оставались в нем очень покойно и равнодушно.
Ум, сжатый с детства, тупел и тратился на вседневные заботы и нужды, теряя способность развития и высших стремлений»
(с.318).
Целостный образ обстановки дома, где происходят события повести, является обязательным компонентом предметного мира ее произведения.
В этом целостном образе, как правило, не бывает случайных деталей; все служит одпой художественной задаче: подготовить, настроить читателя к последующему восприятию образов хозяев дома и их соответствующей роли в сюжете.
[стр. 145]

146 проблемой остается проблема формирования женского характера, значения женского образования и эмансипации.
Главной героиней по-прежнему является молодая девушка, действие развертывается в обедневшей дворянской усадьбе, но тип характера героини и среда существенно меняются.
В изображении поместной среды доминирует критический пафос, а в разработке характера героини усиливается его обусловленность реальной средой, а не личной симпатией автора.
Поместный усадебный мир в изображении Жадовской во многом близок деревенскому : в Калявине кроме бедной усадьбы Анны Федоровны все остальные дворяне-«однодворцы».
Описание жизни крестьян, их взаимоотношений с хозяевами становится основным в изображении среды.
Эти отношения не только утрачивают идиллическую тональность, что мы отмечали в романах, но и вульгаризируются.
Сами обитатели признают, что «сторона здесь самая глухая, необразованная».
Картины, изображающие тяжелый крестьянский труд, бедность, грубое отношение к крепостным сближают повесть с повестями о народной жизни.
В обобщающем комментарии повествователя подчеркивается типичность такой жизни, причины и трагизм положения людей: «Да, эти люди женились и распложались, не боясь повторить существование, полное лишений и бедности.
Они даже не мечтали сделать какое-либо усилие, чтобы выбиться из вязкого болота и оставались в нем очень покойно и равнодушно.
Ум, сжатый с детства, тупел и тратился на вседневные заботы и нужды, теряя способность развития и высших стремлений»
(С.472)".
Между хозяевами и крестьянами отношения грубые, иногда даже враждебные.
Они ярко раскрываются в диалогах.
Так, Анна Федоровна, обеспокоенная разговорами об освобождении крестьян, замечает: «...Ну, куда я старуха поспела! да и с голоду и холоду умру.
Все растащат, все разворуют.
Вон, уж теперь же начали медведями смотреть, и рожи-то сделались немилые ...» (С.449).
1 2 1 См.
Вялый Г.Л.
Поздние рассказы.
«Таинственные» повести.
// Вялый Г.А.
Русский реализм.
От Тургенева к Чехову, 1990.
С.
199-221.
2 Цит.
по : Жадовская Ю.В.
Отсталая // Время.
1861, №2-4.

[Back]