раскрытия процесса формирования отдельной личности Жадовская переходит к изображению социальной психологии человека. Маша стремится освободиться от влияния поместной среды, но она не в состоянии избавиться от ее социальных пороков. В этом и заключается драматизм судьбы главной героини и всех персонажей повести. Новая проблематика и тип характера героини отразились и в структуре повествования повести. 1. В «Отсталой» изображены различные типы женских характеров, как представительниц «старшего» поколения: Анны Федоровны матери главной героини Маши, ее бедной соседки Арины Дмитриевны, так и представительниц «молодого» поколения: Маши и ее крепостной подруги Матреши. Судьбы и характеры этих героинь различны, но всех их сближает фактор определяющего влияния среды на их человеческую судьбу. 2. Образ Маши, в отличие от героини повести «Сила прошедшего», более реалистичен, но он не вызывает полной симпатии автора. Жадовская отступает от повествования в форме записок или дневника. Хотя повествование и ведется от лица рассказчика, но позиция его принципиально иная: рассказчик выведен за рамки сюжета, он занимает позицию стороннего наблюдателя. 3. Духовной близости между Жадовской и героиней «Отсталой» нет, однако сама идея о необходимости свободного духовного развития женщины, о преодолении ею собственной «отсталости» вполне соответствует мироощущению автора. Но пути преодоления «отсталости» для писательницы и ее героини видятся по-разному. 4. Стремление показать реальные социальные проблемы поместной усадьбы и изменившаяся авторская позиция по отношению к главной героине обусловили отстраненную позицию повествователя по отношению к изображаемым персонажам. Сжатость и фрагментар |
147 Широкое использование сниженной разговорной речи в сочетании с пластическими и живописными средствами черта драматизации повествования становится одним из самых распространенных способов изображения народной жизни в конце 1850-х начале 1860-х годов. Тургенев, Толстой, Писемский прошли через школу собственной драматургии, подготавливая новые художественные открытия в эпической структуре будущих романов. Сцены, драматические картины из народной жизни писали и многие другие авторы повестей Н.П. Михайлов, Н.Д. Хвощинская, Я.П. Полонский и др.1 Но проблематика «Отсталой» не ограничивается изображением вульгарной среды, а существенно расширяется: тема нравственных исканий личности связывается с социальной проблематикой. Эти темы, как правило, рассматривались изолированно. Тургенев одним из первых рассмотрел нравственные вопросы на материале из простонародной жизни («Муму», «Постоялый двор»), решил их как «проблемы одновременно общечеловеческие и социальные, животрепещущие и поучительные для всех сословий»2. Они впоследствии привлекли внимание Л. Толстого («Рубка леса»). В «Отсталой» эти темы также взаимообусловлены, но получают иное решение. В ней изображены различные типы женских характеров, как представительниц «старшего» поколения: Анны Федоровны матери главной героини Маши, ее бедной соседки Арины Дмитриевны, так и представительниц «молодого» поколения: Маши и ее крепостной подруги Матреши. Судьбы и характеры этих героинь различны, но всех их сближает фактор определяющего влияния среды на их человеческую судьбу. Эта детерминированность персонажей повести поместно-провинциальной средой, несущей в себе все признаки упадка, как материального, так и нравственного, отличает их от персонажей, созданных в романах. Широкое изображение быта бедной провинциальной усадьбы отражает и влияние демократической беллетристики, которая, по мнению А.А.Жук, «производит тщательное и трезвое «обследование» деревенской жиз1 2 1 Русская повесть XIX века. Л.. 1973. С.360. 2 Там же, С.338. 151 по суш, лишь преодоление социально-кастовых предрассудков, воспитанных в ней поместно-дворянской средой. Жадовская не рассказывает о событиях, которые произошли за эти годы в жизни Маши, но по ее отношению к Якову Ивановичу и, в первую очередь, к незаслуженно обиженной Матреше, читатель может сделать вывод о тех испытаниях, которые ей пришлось перенести. Изображая Машу в последней сцене^Жадовская оставляет у читателя надежду на се нравственное возрождение. Таким образом, в характере героини «Отсталой» олражастся стремление к самореализации, к обретению независимости и свободы, которые в сюжетном развитии воплощаются в «ситуацию побега». Но, воспитанная в условиях пошлой поместно-нровинциальной срсды^Маша впитывает все ее уродливые качества. До «побега» она была не способна анализировать свои и чужие поступки, ее цель носила очень неопределенный характер и сводилась лишь к освобождению от гнетущей поместной атмосферы. Если героини Тургенева (например, Елена Стахова), уходя из дома, глубоко осознают необходимость своего шага, продиктованного высокой целью, го Машины планы неопределенны и ограниченны. И тем не менее характер героини Жадовской наделен типичными чертами женских персонажей того времени. Этот тип характера, в отличие от идеальных тургеневских девушек, раскрывает еще один, причем наиболее возможный путь «развития» юной поместной барышни и тем самым выявляет критический потенциал и важные импульсы для изучения менталитета и истории России. Он позволяет услышать «женский голос», артикулирующий собственные внутренние потребности и стремление женщины к совершенствованию. Духовной близости между Жадовской и героиней «Отсталой» нет, однако сама идея о необходимости свободного духовного развития женщины, о преодолении ею собственной «отсталости» вполне соответствует мироощущению автора. В письме к профессору Шиллю Жадовская признается: «... в сущности, я ведь отсталая. Судьба приперла меня в тесный уголок и засторонила многое 155 этой среды на характер и судьбу героев. Эта взаимообусловленность характеров и среды, деградация того и другого в повести определенны, но пути изменений, которые бы вели действительно к нравственному развитию личности, к совершенствованию среды Жадовской не намечены. Эти вопросы остаются открытыми. Новая проблематика и тип характера героини отразились и в структуре повествования в повести «Отсталая». Жадовская отходит в ней от субъектного типа повествования в форме записок или дневника главной героини. Хотя повествование и ведется также от лица рассказчика, но позиция его принципиально иная: рассказчик выведен за рамки сюжета, он занимает позицию стороннего наблюдателя. Очевидно, писательница осознает теперь нетипичность героинь своих романов, их «идеальность» и исключительность их судьбы. Образ Маши более реалистичен, но он не вызывает симпатии автора. Стремление показать реальные проблемы поместной усадьбы и изменившаяся авторская позиция по отношению к главной героине обусловили отстраненную позицию повествователя по отношению к изображаемым персонажам. Повествователь теперь структурно выявлен в тексте («... моя барышня...», «... но я удалилась от настоящего предмета моего рассказа...», С.467), и его образ, его точка зрения раскрывается на разных уровнях повествования: в собственных отступлениях и комментариях, в изображении среды и характеров. В отличие от ранних повестей здесь ярко выражена субъективно-оценочная позиция повествователя. Авторская ирония отчетливо ощущается уже в изображении интерьера помещичьего дома: диваны и стулья отличались «неуклюжим видом», на стенах «красовались портреты Анны Федоровны и ее покойного мужа, намалеванные до того дико и непохоже, что возбуждали улыбку» (С.442), на столах в гостиной «на сахарной бумаге сушились ягоды» (С.443), у зеркала «банка помады и какая-то засаленная коробка заменяли вес дорогие безделки, которые украшают туалетные столики многих девиц» (С.443), а цветы «в зеленых банках из-под варенья разливали свой раздражающий запах». Портретная характеристика главной героини в этой повести отсутствует, что, |