тивность координат, психологическую мотивированность расширяющейся или сужающейся. Предметный мир литературного произведения и его основные компоненты (портрет, пейзаж, интерьер) имеют пространственную форму бытования и как часть художественного пространства заключают в себе те же особенности, что и пространственный мир этого писателя в целом. Так в романе «В стороне от большого света» (1857) необыкновенно просто и живо передана незатейливая хроника деревенской жизни. Из действующих лиц особенно удачно воспроизведены тип старой доброй тетки, до самоотвержения любящей племянницу, и старика-деспота, с непреклонною волею и тяжелым нравом. В лице нежной тетки Жадовская изобразила, несколько идеализировав, свою бабушку, Настасью Петровну Готовцеву, у которой она воспитывалась и провела все детство до 15-летнего возраста. В воспоминаниях героини о детстве описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни. Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна...», с. 14), введением лексики с темпоральным значением («Все время одиночества я посвящала чтению <...> Но не всегда рассказывала тетушка: часто она поучала и читала длинные нотации, которые я слушала с наружным терпением; но несмотря на то, многое оставалось у меня в сердце, и я часто сознавала внутри себя, что тетка говорит правду...», с. 16). (Выделено мною И.В.). Неторопливое изложение этих обыденных явлений провинциальной усадебной жизни перебивается рассказом о значительных, с точки зрения героини, моментах, определивших ее духовное становление, однократность которых подчеркивается обстоятельствами времени (например, « однажды помню, это было в Рождество, мы отправились к обедне...», с. 10; «Раз, помню это как теперь, мы ходили в саду в ясный весенний день...», с.11; «Однажды, по137 |
130 ства. Именно она притягивает к женщине внимание мужнин и делает ее в итоге счастливой. 3.3. Расширение пространственно-временных координат в романах Пространственно-временная ортнизация романов Жадовской «В стороне от большого света» и «Женская история» также отражает жанровые особенности романа и тяготение к объективному изображению действительности1. Художественное время и пространство в романах подчинены основной задаче автора ~ исследованию формирования личности, изображению взаимоотношений героев и среды. Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской. Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь, показывая годы, и даже десятилетия их жизни. Фрагментарность, характерная для ранних повестей, где прерывистость повествования раскрывала отдельные моменты внутреннего состояния и переживания героинь, уступает теперь место событийности. Рассказчица ведет повествование от события к событию, показывая, как влияют они на героев, как господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры. История личности дается в романах не в мгновенной концентрации, а в линейной протяженности, которая создается благодаря использованию различных художественных приемов. Так, например, в романе «В стороне от большого света» в повествовании о детстве героини, в ее воспоминаниях описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни. Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна ...» с. 14), введение 1 В анализе специфики пространственно-временной организации мы опираемся на работы Бахтина М.М. Формы времени и хронотопа в романе И Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.234 408; Верлеревсхой Я.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. Казань, 1980; Лотмана Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.251-292. 131 ем лексики с темпоральным значением («Все время одиночества л посвящала чтению ... Но не всегда рассказывала тетушка: часто она поучала и читала длинные нотации, которые я слушала с наружным терпением; но несмотря на то, многое оставалось у меня в сердце, и я часто сознавала внутри себя, что тетка говорит правду.» С. 16). Неторопливое изложение этих обыденных явлений провинциальной усадебной жизни перебивается рассказом о значительных, с точки зрения героини, моментах, определивших ее духовное становление, однократность которых подчеркивается обстоятельствами времени (например, «...однажды помню, это было в Рождество, мы отправились к обедне...», с. 10; «Раз, помню эго как теперь, мы ходили в саду в ясный весенний день...», с.И, «Однажды, после обеда, мы разговаривали с ним... не забуду я этого дня!», с.20). Движение и время как бытийные параметры отражаются и в цикличности природных процессов, в смене времени суток, месяцев и сезонов. Яркие и колоритные описания природы, которая является неотъемлемой частью провинциального бытия, представлены в романе «В стороне от большого света». Время тут наглядно выступает в пространственных образах. Смена одного сезона другим часто представляется как изменение пространственных характеристик картины: каждому времени года соответствует свой образ пространства и специфическая скорость протекания процессов. Пространство зимнего пейзажа в романе Жадовской малоподвижно, стабильно, но, несмотря на «замирание» природы, в описании жизни обитателей усадьбы нет мотива скуки и тоски. Подобный принцип отталкивания от привычного описания провинции зимой использовал еще А.С. Пушкин в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?..» (1829). В стихотворении выстраивается развернутое обоснование, доказывающее «наполненность» жизни в сельских усадьбах: «Приедет издали в кибитке иль в возке Нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), Как оживляется глухая сторона! |