Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 136]

тивность координат, психологическую мотивированность расширяющейся или сужающейся.
Предметный мир литературного произведения и его основные компоненты (портрет, пейзаж, интерьер) имеют пространственную форму бытования и как часть художественного пространства заключают в себе те же особенности, что и пространственный мир этого писателя в целом.
Так в романе «В стороне от большого света» (1857) необыкновенно просто и живо передана незатейливая хроника деревенской жизни.
Из действующих лиц особенно удачно воспроизведены тип старой доброй тетки, до самоотвержения любящей племянницу, и старика-деспота, с непреклонною волею и тяжелым нравом.
В лице нежной тетки Жадовская изобразила, несколько идеализировав, свою бабушку, Настасью Петровну Готовцеву, у которой она воспитывалась и провела все детство до 15-летнего возраста.
В воспоминаниях героини о детстве описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни.
Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна...», с.
14), введением
лексики с темпоральным значением («Все время одиночества я посвящала чтению <...> Но не всегда рассказывала тетушка: часто она поучала и читала длинные нотации, которые я слушала с наружным терпением; но несмотря на то, многое оставалось у меня в сердце, и я часто сознавала внутри себя, что тетка говорит правду...», с.
16).

(Выделено мною И.В.).
Неторопливое изложение этих обыденных явлений провинциальной усадебной жизни перебивается рассказом о значительных, с точки зрения героини, моментах, определивших ее духовное становление, однократность которых подчеркивается обстоятельствами времени (например, « однажды помню, это было в Рождество, мы отправились к обедне...», с.
10; «Раз, помню
это как теперь, мы ходили в саду в ясный весенний день...», с.11; «Однажды, по137
[стр. 129]

130 ства.
Именно она притягивает к женщине внимание мужнин и делает ее в итоге счастливой.
3.3.
Расширение пространственно-временных координат в романах Пространственно-временная ортнизация романов Жадовской «В стороне от большого света» и «Женская история» также отражает жанровые особенности романа и тяготение к объективному изображению действительности1.
Художественное время и пространство в романах подчинены основной задаче автора ~ исследованию формирования личности, изображению взаимоотношений героев и среды.
Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской.
Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь, показывая годы, и даже десятилетия их жизни.
Фрагментарность, характерная для ранних повестей, где прерывистость повествования раскрывала отдельные моменты внутреннего состояния и переживания героинь, уступает теперь место событийности.
Рассказчица ведет повествование от события к событию, показывая, как влияют они на героев, как господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры.
История личности дается в романах не в мгновенной концентрации, а в линейной протяженности, которая создается благодаря использованию различных художественных приемов.
Так, например, в романе «В стороне от большого света» в повествовании о детстве героини, в ее воспоминаниях описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни.
Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна ...» с.
14), введение
1 В анализе специфики пространственно-временной организации мы опираемся на работы Бахтина М.М.
Формы времени и хронотопа в романе И Бахтин М.М.
Вопросы литературы и эстетики.
М., 1975.
С.234 408; Верлеревсхой Я.А.
Русский роман 40-60-х годов XIX века.
Казань, 1980; Лотмана Ю.М.
Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М.
Пушкин.
Лермонтов.
Гоголь.
М., 1988.
С.251-292.


[стр.,130]

131 ем лексики с темпоральным значением («Все время одиночества л посвящала чтению ...
Но не всегда рассказывала тетушка: часто она поучала и читала длинные нотации, которые я слушала с наружным терпением; но несмотря на то, многое оставалось у меня в сердце, и я часто сознавала внутри себя, что тетка говорит правду.» С.
16).

Неторопливое изложение этих обыденных явлений провинциальной усадебной жизни перебивается рассказом о значительных, с точки зрения героини, моментах, определивших ее духовное становление, однократность которых подчеркивается обстоятельствами времени (например, «...однажды помню, это было в Рождество, мы отправились к обедне...», с.
10; «Раз, помню
эго как теперь, мы ходили в саду в ясный весенний день...», с.И, «Однажды, после обеда, мы разговаривали с ним...
не забуду я этого дня!», с.20).
Движение и время как бытийные параметры отражаются и в цикличности природных процессов, в смене времени суток, месяцев и сезонов.
Яркие и колоритные описания природы, которая является неотъемлемой частью провинциального бытия, представлены в романе «В стороне от большого света».
Время тут наглядно выступает в пространственных образах.
Смена одного сезона другим часто представляется как изменение пространственных характеристик картины: каждому времени года соответствует свой образ пространства и специфическая скорость протекания процессов.
Пространство зимнего пейзажа в романе Жадовской малоподвижно, стабильно, но, несмотря на «замирание» природы, в описании жизни обитателей усадьбы нет мотива скуки и тоски.
Подобный принцип отталкивания от привычного описания провинции зимой использовал еще А.С.
Пушкин в стихотворении «Зима.
Что делать нам в деревне?..» (1829).
В стихотворении выстраивается развернутое обоснование, доказывающее «наполненность» жизни в сельских усадьбах: «Приедет издали в кибитке иль в возке Нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), Как оживляется глухая сторона!

[Back]