еле обеда, мы разговаривали с ним... не забуду я этого дня!», с.20). (Выделено МНОЮ-И.В.). Пространственно-временная организация романа подчинена задаче воссоздания медленно текущего, застойного существования в замкнутом, будто бы отдаленном невидимыми стенами от остального мира пространстве. Образ глуши, деревни, провинции, в которой остановлено время и замкнуто раз и навсегда пространство, является для писательницы определяющим. Время в художественном пространстве Жадовской тянется невыносимо медленно. Замедленность временного процесса, характерного для провинциального бытия, является самостоятельным мотивом многих ее повестей и романов. Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской. Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь, показывая годы, и даже десятилетия их жизни. Фрагментарность, характерная для ранних повестей, уступает теперь место событийности. Рассказчица ведет повествование от события к событию, показывая, как влияют они на героев, как господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры. История личности дается в романах не в мгновенной концентрации, а в линейной протяженности, которая создается благодаря использованию различных художественных приемов. Движение и время, как бытийные параметры, отражаются и в цикличности природных процессов, и в смене времени суток, месяцев и сезонов. Так, например, в романе «В стороне от большого света» яркие и колоритные описания природы являются неотъемлемой частью провинциального бытия. Смена одного сезона другим часто представляется как изменение пространственных характеристик картины: каждому времени года соответствует свой образ пространства и специфическая скорость протекания процессов. Пространство зимнего пейзажа в романе малоподвижно, стабильно, но, несмотря на «замирание» природы, в описании жизни обитателей усадьбы нет мотива скуки |
130 ства. Именно она притягивает к женщине внимание мужнин и делает ее в итоге счастливой. 3.3. Расширение пространственно-временных координат в романах Пространственно-временная ортнизация романов Жадовской «В стороне от большого света» и «Женская история» также отражает жанровые особенности романа и тяготение к объективному изображению действительности1. Художественное время и пространство в романах подчинены основной задаче автора ~ исследованию формирования личности, изображению взаимоотношений героев и среды. Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской. Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь, показывая годы, и даже десятилетия их жизни. Фрагментарность, характерная для ранних повестей, где прерывистость повествования раскрывала отдельные моменты внутреннего состояния и переживания героинь, уступает теперь место событийности. Рассказчица ведет повествование от события к событию, показывая, как влияют они на героев, как господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры. История личности дается в романах не в мгновенной концентрации, а в линейной протяженности, которая создается благодаря использованию различных художественных приемов. Так, например, в романе «В стороне от большого света» в повествовании о детстве героини, в ее воспоминаниях описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни. Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна ...» с. 14), введение 1 В анализе специфики пространственно-временной организации мы опираемся на работы Бахтина М.М. Формы времени и хронотопа в романе И Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.234 408; Верлеревсхой Я.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. Казань, 1980; Лотмана Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.251-292. 131 ем лексики с темпоральным значением («Все время одиночества л посвящала чтению ... Но не всегда рассказывала тетушка: часто она поучала и читала длинные нотации, которые я слушала с наружным терпением; но несмотря на то, многое оставалось у меня в сердце, и я часто сознавала внутри себя, что тетка говорит правду.» С. 16). Неторопливое изложение этих обыденных явлений провинциальной усадебной жизни перебивается рассказом о значительных, с точки зрения героини, моментах, определивших ее духовное становление, однократность которых подчеркивается обстоятельствами времени (например, «...однажды помню, это было в Рождество, мы отправились к обедне...», с. 10; «Раз, помню эго как теперь, мы ходили в саду в ясный весенний день...», с.И, «Однажды, после обеда, мы разговаривали с ним... не забуду я этого дня!», с.20). Движение и время как бытийные параметры отражаются и в цикличности природных процессов, в смене времени суток, месяцев и сезонов. Яркие и колоритные описания природы, которая является неотъемлемой частью провинциального бытия, представлены в романе «В стороне от большого света». Время тут наглядно выступает в пространственных образах. Смена одного сезона другим часто представляется как изменение пространственных характеристик картины: каждому времени года соответствует свой образ пространства и специфическая скорость протекания процессов. Пространство зимнего пейзажа в романе Жадовской малоподвижно, стабильно, но, несмотря на «замирание» природы, в описании жизни обитателей усадьбы нет мотива скуки и тоски. Подобный принцип отталкивания от привычного описания провинции зимой использовал еще А.С. Пушкин в стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?..» (1829). В стихотворении выстраивается развернутое обоснование, доказывающее «наполненность» жизни в сельских усадьбах: «Приедет издали в кибитке иль в возке Нежданная семья: старушка, две девицы (Две белокурые, две стройные сестрицы), Как оживляется глухая сторона! |