Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 139]

рые имеют важное значение, поскольку характер героев определяется средой и обстоятельствами.
Так, предыстория, рассказ о детстве и о трагической судьбе матери в романе «Женская история» несет важнейшую функциональную нагрузку: с нее начинается процесс формирования личности героини.
Предыстория учителя в романе «В стороне от большого света» также не только расширяет временные границы романа, но и косвенно намечает центральную проблему романа: рассказ учителя о трагической судьбе жены князя демонстрирует невозможность для женщины реализовать собственное «я».
Эта сюжетная линия является параллелью
духовных исканий Евгении.
Предыстории в романах это авторские исследования, результаты которых предъявляются как доказательство неуклонного влияния среды, быта, обстоятельств на судьбу и характер персонажей.
Все это подчеркивает пристальное внимание Жадовской к главной проблеме произведений стремление показать
духовное развитие героев во времени.
Принципы пространственно-временной организации затрагивают различные уровни художественной структуры произведений Жадовской: предметный, повествовательный, психологический.
Так, например, образ замкнутого со всех сторон, глухого пространства Жадовская нередко использует в целях раскрытия психологического состояния своих героев в кризисные моменты их жизни.
Дворянская усадьба становится основным пространством, в рамках которого развертываются события романов.

В.А.
Кошелев, рассматривая изображение провинциальных усадеб в русской литературе, выделяет разные типы усадеб: усадьба как центр поместной сельской жизни и «дворянское гнездо», обитатели которого перенесли в усадьбу черты городской светской культуры
[104].
Именно эти два типа усадеб представлены и в романах Жадовской.
В романе «В стороне от большого света»
показана не только усадьба, где воспитывается главная героиня, но и соседние усадьбы, жизнь героев которых раскрывается также и в предысториях.
Так, помимо усадьбы Авдотьи Петровны, где
[стр. 131]

132 Как жизнь, о боже мой, становится полна! Сначала косвенно-внимательные взоры, Потом слов несколько, потом и разговоры...» и т .
д .
Эта «замирающая», но «милая» для обитателей усадьбы зимняя картинка, противопоставлена динамике весеннего пейзажа, в основе которого лежит идея движения, постоянного изменения.
Так, описание зимней ночи сменяется в романе «В стороне от большого света» ярким весенним пейзажем: «И глянет, бывало, на нас своими бриллиантами звездная, морозная ночь, ...
и стоим мы, будто очарованные, на хрупком снегу, пожирая взором пространство, залитое лунным светом, засыпанное миллионами искры, и глядим мы на звездное небо, синее, безграничное...
А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна ..., и воробьи весело чирикали на кустах сирени, покрытых почками, и скворец распевал на своем скворечнике, а на окошке начинали цвести ирисы и авриколии, ...о, какой чудный мир отрады и восторга раскрывался тогда в душе моей!», с.
14).
Такое чередование статичных и динамичных описаний в романах Жадовской соответствует общему размеренному тону их повествования.
Напряженность действия, кульминация в романах также рассредоточена.
Неудачи, страдания это нс факторы, переворачивающие жизнь героинь, а лишь моменты их обыденного существования.
Временные границы романов расширяются и за счет введения предысторий, которые имеют важное значение, поскольку характер героев определяется средой и обстоятельствами.
Так, предыстория, рассказ о детстве и о трагической судьбе матери в романе «Женская история» несет важнейшую функциональную нагрузку: с нее начинается процесс формирования личности героини.
Предыстория учителя в романе «В стороне от большого света» также не только расширяет временные границы романа, но и косвенно намечает центральную проблему романа: рассказ учителя о трагической судьбе жены князя демонстрирует невозможность для женщины реализовать собственное «я».
Эта сюжетная линия является параллелью


[стр.,132]

133 духовных исканий Евгении.
Предыстории в романах это авторские исследования, результаты которых предъявляются как доказательство неуклонного влияния среды, быта, обстоятельств на судьбу и характер персонажей.
Все это подчеркивает пристальное внимание Жадовской к главной проблем^^-е произведений, стремление показать
ее развитие во времени.
Пространственные координаты в романах «В стороне от большого света» и «Женская история» значительно расширяется.
В отличие от повестей, где действие происходило в отдельно взятой усадьбе, которая изображалась в идиллической тональности субъективно (например, как в повести «Сила прошедшего») или практически сводилась к оппозиции дом сад, характеризующей героев ранних повестей как романтических, в романах поместнопровинциальный быт приобретает характер некой «модели мира» (Лотман) и наделяется универсальными качествами.
Дворянская усадьба становится основным пространством, в рамках которого развертываются события романов.

Но в романах представлены различные виды усадебных отношений.
В.А.
Кошелев, рассматривая изображение провинциальных усадеб в русской литературе, выделяет разные типы усадеб: усадьба как центр поместной сельской жизни и «дворянское гнездо», обитатели которого перенесли в усадьбу черты городской светской культуры1.

Именно эти два типа усадеб представлены и в романах Жадовской.
В романе «В стороне от большого света»
показана не только усадьба, где воспитывается главная героиня, но и соседние усадьбы, жизнь героев которых раскрывается также и в предысториях.
Так, помимо усадьбы Авдотьи Петровны, где
живет Евгения, изображаются обедневшая дворянская усадьбы дяди, соседняя усадьба Марии Ивановны, в предыстории учителя раскрывается провинциальная жизнь в богатой усадьбе князя.
Все это позволяет писательнице уйти от фактографической конкретики бытописательства и создать обобщенный образ 1 Кошелев В.А.
О литературной провинции и литературной «провинциальности» нового времени //Русская провинция: миф текст реальность.
М., СПб.
2000.
С.49.


[стр.,170]

171 женность, расширение пространственных границ в романах придают провинциальному поместному укладу универсальное значение и он приобретает характер некой «модели мира» (Ю.М.Лотман).Однако в изображении усадебного мира в романах прослеживаются разные традиции: он представляется либо как уникальный феномен русского патриархального уклада («своей семьи»), либо как «дворянское гнездо», обитатели которого перенесли в усадьбу традиции городской светской культуры.1 В романе «В стороне от большого света» поместный мир обрисован преимущественно в идиллической тональности, среда оценивается здесь как идеальная почва для формирования высоких нравственных качеств героини.
В романс «Женская история» локус «поместной усадьба» приобретает отрицательную коннотацию.
Негативные стороны провинциальной действительности осознаются героиней, но вызывают стремление не к «побегу», а, напротив, к активной деятельности для преобразования жизни.
Это отсутствие «сюжета побега» (И.Савкина) героини в романах Жадовской момент знаменательный: он служит знаком маркированности нового женского характера.
Гармония героинь романов Жадовской с окружающим миром, способность к духовному самосовершенствованию в рамках провинциальной среды отличает их от женских персонажей А.Панаевой, Н.Соханской, Н.Хвощинской, которые пытаются вырваться из семейного и социально-бытового «плена».
Временные границы романов «В стороне от большого света» и «Женская история» расширяются и за счет введения предысторий героев, представляющих собой своеобразные авторские исследования, результаты которых предъявляются читателю как доказательство неуклонного влияния среды, быта, обстоятельств на судьбу и характер их персонажей.
Пространственная организация романа «В стороне от большого света» свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского.
В нем выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба \ уездный город, кото1 Кошелев В.А.
О литературной провинции и литературной «провинциальности» нового времени \\ Русская провинция: миф текст реальность.
М.,Спб., 2000.
С.49.

[Back]