лье, царствовавшее на них» (с.64). И в романе ярмарка сохранила свое магическое притяжение для обитателей усадеб, превратившись во всеобщий праздник: «Приезд наш обратил общее внимание. Толпа следовала за нами. Женщины старались подойти ближе, брали нас за платья, произносили вслух суждения о наших нарядах. Иные ласкали и приговаривали. Слуги, сколько возможно, старались освободить нас от прилива любопытных зрителей. Эти усилия и собственные интересы вскоре отвлекли от нас большую половину. Деревянная посуда красиво пестрела на солнце, серьги и бусы пленяли красных девушек...» (с.71). Это естественное поведение сельских женщин отражает общую открытость, отсутствие «светских» манер в провинциальной среде. Следует отметить, что, несмотря на обилие бытовых подробностей, подчеркивающих бедность обитателей «дворянских гнезд», их отношения друг с другом почти идиллические. Конфликтных ситуаций в поместной среде практически не возникает, крестьяне и прислуга питают искреннее уважение и любовь к хозяевам. Подобная идиллическая тональность в описании быта и отношений в усадьбе во многом обуславливает изображение характера и судьбы главной героини Евгении, которая, как и среда, ее сформировавшая, наделяется идеальными качествами. Пространственная организация романа «В стороне от большого света» свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского, в нем отчетливо выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба и уездный город, которая основывается на противопоставлении «живого, естественного» и «искусственного». Она поддерживается и поэтикой заглавия. «Живое» пространство усадьбы в этом романе характеризуется естественностью отношений между людьми, которая во многом определяется их близостью к природе. Вот почему, оказавшись в «светском» обществе, Евгения глубоко ощущает его безнравственность и фальшь. Оппозиция город / усадьба в романе «В стороне от большого света» отражается как в описании самого пространства, так и в характеристике персона |
135 это единство, этот «феномен «пестрого» и внутренне противоречивого единения разных людей», представляющий «деталь только русского быта и только провинциальную»1. Жадовская продолжает традиции Пушкина не только в изображении атмосферы «своей семьи», но и в создании образов обедневших дворян. В романе «В стороне от большого света» регулярно подчеркивается бедность, царившая во всех усадьбах, хотя хозяйственная деятельность в имениях практически не изображена. К 1857 году в русской литературе сложилась определенная традиция в изображении безразличия помещиков к ведению хозяйства. Этот мотив мы находим в повестях Пушкина «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «История села Горюхина», в поэме Гоголя «Мертвые души». Развитие этой темы будет продолжено в романах Гончарова «Обломов», Тургенева «Отцы и дети», Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Обобщенный образ поместной дворянской сельской жизни поддерживается в романе и описанием традиционных праздников ярмарки, Пасхи, праздновать которые собиралось все провинциальное общество. Рассказ тетушки о ярмарке в старину подчеркивает стабильность традиций в провинциальной культуре и естественность отношений между людьми: «Немало рассказывала мне тетушка романтических происшествий, случавшихся в прежнее время на ярмарке, живо описывала тогдашнюю жизнь, богатое соседство, пиры и веселье, царствовавшее на них» (с. 64). И во время действия романа Жадовской ярмарка сохранила свое магическое притяжение для обитателей усадеб, превратившись во всеобщий праздник: «Приезд наш обратил общее внимание. Толпа следовала за нами. Женщины старались подойти ближе, брали нас за платья, произносили вслух суждения о наших нарядах. Иные ласкали и приговаривали. Слуги, сколько возможно, старались освободить нас от прилива любопытных зрителей. Эти усилия и собственные интересы вскоре отвлекли от нас большую половину. Деревянная посу1 Кошелев, В.А. О «литературной» провинции и литературной «провинциальности» нового времени.// Там же. С.47. 136 да красиво пестрела на солнце, серьги и бусы пленяли красных девушек...» (с.71). Это естественное поведение сельских женщин отражает общую открытость, отсутствие «светских» манер в провинциальной среде. Но, надо отметить, что, несмотря на обилие бытовых подробностей, подчеркивающих бедность обитателей «дворянских гнезд», отношения в поместноусадебном мире подчеркнуто идиллические. Конфликтных ситуаций в поместной среде практически не возникает, крестьяне и прислуга питают искреннее уважение и любовь к хозяевам. Подобная идиллическая тональность в описании быта и отношений в усадьбе во многом обуславливает изображение характера и судьбы главной героини Евгении, которая, как и среда, ее сформировавшая, наделяется идеальными качествами. В романе «В стороне от большого света» активно используются пейзажи, в которых природные явления раскрываются в богатстве своих оттенков, несут печать живой взаимосвязи с героиней: «... темнеющий лес, казалось, посылал мне призывные вести; они слышались мне в легком дуновении ветерка, в песне жаворонка, звучавшей высоко над нашими головами, я победила свою нерешимость и через минуту стояла уже перед тетушкой» (с. 23). Пейзажи в романе выполняют функцию психологической характеристики героини: тонкое ощущение и восприятие природы подчеркивают внутреннее богатство и цельность се натуры. В то же время пейзажные и бытовые зарисовки, рассказ о традициях усадебной жизни и отношений между людьми на страницах романа Жадовской воссоздают художественно-обобщенный образ русской провинции с ее своеобразной культурой. Таким образом, пейзаж в романе является способом изображения процессов, происходящих не только в субъективной, но и в объективной реальности. Поэтичность изображения пейзажных зарисовок, провинциальной жизни в романе «В стороне от большого света» С.Т. Аксаков считал одним из главных достоинств произведения: «... все соприкосновения с деревенским бытом, с природою, даже с зимнею безотрадною природой, переданы прекрасно. Особенно хороши ожидания и встреча пасхи, свадьба героини рассказа и окончание 137 рассказа эти места имеют художественное достоинство»1. В пейзажных зарисовках Жадовской особое значение приобретают цвет, запах, звук. Например: «Сад дышал благовонной сыростью, зелень его переливалась ярче обыкновенного, <...> широкий двор расстилался перед нами изумрудным ковром, кой-где испещренным лиловыми колокольчиками, алой купальницей да золотистыми цветочками лютика. Три девочки и мальчик, все не старше пяти лет, полунагие, как амуры, живописно расположились на траве...» (с. 23). Подобные художественные приемы в изображении природы, как известно, широко использовал Тургенев, пейзажи которого полны не только зрительных, но и звуковых деталей, таких как «сухой шум капель», «болтливое щебетанье птиц», «ропот и гул дождя» и т.д. Как отмечает Г.Б. Курляндская, Тургенев «умел видеть мельчайшие оттенки пейзажа, но подчинял их общему тону изложения, соотносил их с целым ... Целостность пейзажных картин Тургенева создается не только гармонической соотнесенностью отдельных деталей ее, но и единством нравственного отношения к изображаемой жизни»2. Эта способность поэтического видения природы сближает Жадовекую с Тургеневым, при всей разности масштабов таланта писателей. Живописные описания (пейзаж-картина) природы, реалий поместной усадьбы в субъектном повествовании романа «В стороне от большого света» отражают идиллическое мировосприятие его героини, что связывает и позднюю прозу Жадовской с романтической традицией. Пространственная организация романа «В стороне от большого света» свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского, в нем отчетливо выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба/уездный город, которая основывается на противопоставлении «живого, естественного»/«искусствсшюго». Она поддерживается и поэтикой заглавия. «Живое» пространство усадьбы в этом романе характеризуется естественностью отношений между людьми, которая во многом определяется их близостью к природе. Ваг : Аксаков С.Т. О романс Ю. Жадовской «В стороне от большого света» Ч Собр. соч. в 5-и т. М., 1966. Т.4, С.221-22. 2 Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романисга. Тула, 1972. СМ00. |