ми, которые в самом конце 1850-х гг. происходили в поместной и крестьянской среде. В изображении усадебной жизни в романе «Женская история» происходит смещение прежних акцентов: усадьба перестает осмысляться как источник вдохновения, нравственной чистоты ее обитателей и приобретает новое качество. Она становится местом службы или общественным поприщем для деятельности героев. Этот аспект в изображении усадебной жизни впервые затронул Н.В. Гоголь в статье «Русский помещик» в 1846 г. К 1860 г. (времени создания романа «Женская история») проблемы состояния усадеб, положения крестьян становятся наиболее злободневными. Не случайно некоторые герои романа принимают деятельное участие в жизни крестьян, видят взаимосвязь собственного нравственного совершенствования с облегчением участи народа. Так, например, Ольга Мартова освобождает своих крепостных, учит грамоте крестьянских детей, лечит больных и помогает бедным. В основе концепции личности героини, ее нравственного сознания лежит теперь идея бескорыстной помощи всем нуждающимся. Эта бесконечная отзывчивость, жертвенность во имя ближних обуславливают внутреннюю гармонию героини «Женской истории» и делают ее в итоге счастливой. Таким образом, можно говорить о принципиальной смене авторской установки в романах Жадовской: от социально-этической «пассивности» героев, обусловленных средой («В стороне от большого света»), к их деятельному, позитивному участию в поместной жизни («Женская история»). Пространство города в романе «Женская история» наделено теми же атрибутами светской жизни и отношений, что и в романе «В стороне от большого света», но оно уже не составляет оппозицию поместной усадьбе. Детальные описания интерьера, расположения предметов пространства относительно друг друга позволяют читателю зримо представить обстановку дома: «Тихо и как-то сурово смотрели парадные комнаты, убранство которых скрывалось в вечернем полумраке... Густая зелень плюща ползла по затейли |
из ская история» происходит смещение прежних акцентов: усадьба перестает осмысляться как источник вдохновения, нравственной чистоты ее обитателей, и приобретает новое качество. Она становится местом службы или общественным поприщем для деятельности героев. Этот аспект в изображении усадебной жизни впервые затронул Н.В. Гоголь в статье «Русский помещик» в 1846 г. К 1860 г. (времени создания романа «Женская история») проблемы состояния усадеб, положения крестьян становятся наиболее злободневными. Не случайно все «положительно» очерченные герои романа принимают деятельное участие в жизни крестьян, видят взаимосвязь собственного нравственного совершенствования с облегчением участи народа. Так, например, Ольга Мартова освобождает своих крепостных, учит грамоте крестьянских детей, лечит больных и помогает бедным. В основе концепции личности героини, ее нравственного сознания лежит теперь идея бескорыстной помощи всем нуждающимся. Эта бесконечная отзывчивость, жертвенность во имя ближних обуславливают внутреннюю гармонию героини «Женской истории» и делают ее в итоге счастливой. Таким образом, можно говорить о принципиальной смене авторской установки в романах Жадовской: от социально-этической пассивности героев, обусловленных средой («В стороне от большого света»), к их деятельному, позитивному участию в поместной жизни («Женская история»). Пространство города в романе «Женская история» наделено теми же атрибутами светской жизни и отношений, что и в романе «В стороне от большого света», но оно уже не составляет оппозицию поместной усадьбе. В описании пространства усадьбы и городского дома в своем последнем романе Жадовская прибегает к приемам сценичности. Детальные описания интерьера, расположения предметов пространства относительно друг друга позволяют читателю зримо представить обстановку дома: «Тихо и как-то сурово смотрели парадные комнаты, убранство которых скрывалось в вечернем полумраке... Густая зелень плюща ползла по затейливому трельяжу; большие бар |