Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 147]

произведениях) к изображению процесса формирования личности в непосредственной связи с действительностью, исследование характера героини в его стремлении утвердиться в обществе, выявление источника духовного саморазвития личности.
К 60-м гг.
XIX в.
переход писателей к большой эпической форме сопровождался углублением психологического анализа.
В произведениях И.С.
Тургенева, Ф.М.
Достоевского, Н.С.
Лескова, Л.Н.
Толстого активно возрастает интерес к изображению внутреннего мира человека, движений его души.
И в романах Жадовской центральное место занимает изображение «истории души» и
формирование личности.
Творческая эволюция Жадовской к этому периоду объясняется, прежде всего, принципиальным изменением ее взгляда на мир и человека.
Она отходит от традиционного для ее раннего
творчества и для женской прозы 30-40-х гг.
XIX в.
изображения трагедии женщины, богатство и сила души которой не поняты окружающими.
В романах уже обнаруживается явная тенденция к преодолению романтической оппозиции личности и среды.
Она ищет иной,
более счастливый путь для своих героинь, пытается найти выход из сложных ситуаций, возможность для более гармоничных отношений духовно богатой жешци^ ны со средой.
Жизнь главных персонажей становится желаемым вариантом развития
их собственной жизни.
Психологическое наполнение женских образов в романах расширяется и качественно трансформируется по сравнению с ранними
произведениями Жадовской.
Концепция характеров и обстоятельств в творчестве Жадовской, складываясь постепенно, проходила определенный эволюционный путь от статики и дидактической заданности ранних художественных решений ко все более глубокому исследованию диалектических взаимосвязей между личностью и обществом.
Центральное место в романах занимают многообразные средства и приемы психологического анализа.
Образ повествователя-рассказчика, присутствующий обычно в дневниках, воспоминаниях, письмах не только «речевое порождение автора», но, прежде 148
[стр. 104]

105 логические особенности романа, которые во многом проявились и в повести «Сила прошедшего», но наиболее полно воплотились в романах «В стороне от большого света» и «Женская история».
В романах Жадовской образ мира и авторская точка зрения в сопоставлении с повестями претерпевают значительные коррективы.
Если в ранних повестях писательница раскрывала трагедию любящей женщины, в «переходной» повести «Сила прошедшего» находила возможность внутренней гармонии для героини только в условиях идиллической патриархальной среды, то в романах творческая задача автора меняется.
Целью писательницы становится изображение процесса формирования личности в непосредственной связи с действительностью, исследование характера героини в его стремлении утвердиться в обществе, выявление источника духовного самотворчсства личности.
Исследование внутреннего мира личности, души человека в 1840-х 1850-х годах становится одной из ведущих тенденций литературного процесса.
Переход писателей к большой эпической форме, как правило, сопровождался углублением психологического анализа.
Еще В.
Май ков в статье «Нечто о русской литературе в 1846 году» социально-аналитическое начало в литературе осмысляет как недостаточное.
Заслугу Достоевского он видит в «обилии....психологических черт необыкновенной тонкости и глубины», в изображении общества через его восприятие индивидуумом и влияние на него.1 Еще в романе Лермонтова, 6 ранних повестях Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Затишье», «Переписка» активно возрастает интерес к изображению внутреннего мира человека, движений его души.
И в романах Жадовской центральное место занимает изображение «истории души» и
формирования личности.
Процесс становления характера и самоутверждения героини не только не ставит ее в оппозицию с окружающим миром, а, напротив, приводит к обретению гармонии и взаимопонимания.
Определенная творческая эволюция Жадовской к концу 50-х годов объясняется прежде всего принципиальным изменением ее взгляда на мир и человека.
Она отходит от традиционного для ее раннего
1 Хализев В.Е.
Литературно-художественная форма в ее соотнесенности с содержанием.
С.
181.


[стр.,105]

106 творчества и для женской прозы 1830-1840-х г.г.
вообще изображения трагедии женщины, богатство и сила души которой не поняты окружающими.
В романах уже обнаруживается явная тенденция к преодолению романтической оппозиции личности и среды.
Она ищет иной,
благополучный исход для своих героинь, пытается найти возможность для гармоничных отношений духовно богатой женщины со средой.
Поворот Жадовской к реалистическому воплощению жизни объясняется и закономерностями литературного процесса середины Х\Х века, и.
возможно, в известной степени, творческим влиянием Некрасова, опубликовавшего в 1856г.
поэму «Саша», которая обратила на себя внимание критики.
Программное значение имеет письмо Л.Н.Толстого Некрасову от 2 июля 1856г.
по поводу его поэмы «Саша».
По убеждению Толстого, задача литерату<■ 'Г ры состоит в том, чтобы выражать чувство умиротворения и покоя, а не гнева и Ьч возмущения, утверждать, а не отрицать: « У нас не только в критике, но и в ли• тературе, даже просто в обществе, утвердилось мнение, что быть возмущенным, желчным, злым очень мило .(...) А я нахожу, что скверно, потому что человек желчный, злой не в нормальном положении.
Человек любящий — напротив, и только в нормальном положении можно делать добро и ясно видеть вещи»1.
С.Т.
Аксаков и К.С.
Аксаков видели в «Саше» начало принципиально нового этапа в творчестве поэта.
К.С.
Аксаков отмечает: « В стихотворениях его: «Саша» и других, является также сила выражения и сила чувства, но очищенная и движимая иными, лучшими стремлениями» Как справедливо отмечает Б.О.
Корман, в «Саше» Некрасов пришел к гораздо более сложному взгляду на действительность и исторический процесс, чем тот, который был выражен в лирике (...), то новое, что есть в «Саше», было связано со стремлением объяснить о существование и активную роль добра в жизни» .
Это новое идейно-философское осмысление жизни, попытка найти новый * 5 1 Майков В.Н.
Нечто о русской литературе п 1846 году.
\\ Майков В.Н.
Литературная критика.
Л., 1985.
С.180.
'Цкг.
по : Корман Б.О.
Ан горская позиция в поэме Н.А Некрасова «Саша» \\ Проблема автора в художественной литературе.
Вып.
2.
Воронеж, 1969.
С.29.
5 Корман Б.О.
Авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Саша».
\\ Проблема автора в художественной литературе.
Вып.
22.
Воронеж.
1969.
С.29.
* Там же.
С.
31.


[стр.,106]

107 путь в разработке женского характера Некрасовым оказали влияние и на творчество Жадовской, которая была знакома с произведениями знаменитого земляка, а его внимание к молодым талантам также общеизвестно.
В своих романах Жадовская так же, как и Некрасов, пытается найти возможность для гармоничных отношений героинь со средой, недостатки которой хотя и осознаются ими, но индивидуальные черты характера удерживают их от конфликта и сохраняют способность к саморазвитию.
Эту особенность точки зрения Жадовской отмечает и Хайде Варкентин, которая видит в ее творчестве «проекцию желаемой жизни», а не отражение реальной.‘Творчество становится для писательницы лабораторией, где она, анализируя собственный жизненный опыт, конструирует женский характер, обладательница которого способна сохранить независимость и обрести гармонию в аналогичных автору социальных условиях.
Судьба героинь романов как бы «корректирует» ее личную судьбу.
Жизнь главных персонажей становится желаемым вариантом развития
ее собственной жизни.
Психологическое наполнение женских образов в романах расширяется и качественно трансформируется по сравнению с ранними
повестями.
В романах Жадовская, разрабатывая образы центральных героинь, создает модель идеального женского характера, обладательница которого характеризуется не только духовной силой и независимостью, но и живет по высшим нравственным законам.
Склонность к самоанатизу помогает героиням сохранить чувство собственного достоинства, не переходящее в слепое самолюбие.
Лиза, героиня романа «Женская история» пишет в своем дневнике: «А было время, когда душа у меня кипела и возмущалась; когда гордость охватывала меня глупыми грезами в старом покинутом доме.
О, какая я была глупая девочка.
Многое, очень многое переменило меня.
Смерть моего отца была жестоким, но вместе с тем спасительным ударом, который показал мне всю ничтожность моих грез и страданий самолюбия.
С этих пор я стала думать только о том, чтоб не уронить себя в собственных глазах»( с.11 ).1 2 1 Пол.
Тендер.
Культура.
Вып.
2, М., 2000.
С.
199.
2 Цит.
по: Жадовская Ю.В.
Женская история // Время.
1&61, №2-4.

[Back]