Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 152]

поздно вознесут ангелы прямо на лоно Авраамово.
Ее никогда не видят в большом кругу, но она со всеми знакома и ко всем для визита выбирает такое время, когда нет гостей; поэтому знает очень хорошо, где что делается» (с.7).
Подобное вхождение в авторскую речевую зону «голосов» других персонажей способствует объективизации оценочного плана повествования.
Категория оценки в романах Жадовской приобретает новые свойства: она становится более
объективной за счет привлечения разных точек зрения, введения в повествование «чужих голосов».
Также можно отметить и качественную трансформацию оценочной категории.
Если в ранних повестях Жадовской оценочный план связывался с точкой зрения повествователя, а герой выступал объектом оценки, и его сознание становилось главным предметом «изображения» (например,
«Отрывки из дневника молодой женщины», «Переписка» и др.), то в романах и сам герой становится носителем оценки.
Внимание Жадовской фокусируется теперь не только на процессе становления личности героя, но через его восприятие изображается и среда.
Так, в романе «Женская история» во «внутренней речи» Лизы помимо самоанализа содержится и оценка целого ряда социальных явлений: светской жизни, положения женщины в обществе, брака и семейных отношений с мужчиной.
После приезда в город, героиня пишет в своем дневнике: «Надо сказать правду, мне здесь гораздо скучнее, чем в деревне.
Постоянная суматоха, приезды гостей, выезды Прасковьи Александровны с дочерьми надоедают мне, хотя и не участвую в них.
Живешь точно на ярмарке.
Все эти люди заняты, хлопочут будто дело делают
<...> В голове пустота, в сердце тщеславие.
Неужели это жизнь, неужели они только на это родились? Нет, я не желала бы ни их нарядов, ни их удовольствий ...»(с.
10).
В оценочный план рассказчицы также входит и косвенная оценка других персонажей, причем она имеет весьма существенное значение.
Важным становится соотнесение «внутреннего» и «внешнего» описания персонажей с разделением их на «положительных» и «отрицательных».
В большинстве случаев
[стр. 112]

113 поминания которой содержат и определенный оценочный план, осмысленный анализ детских переживаний и ощущений.
Так, после тяжелой болезни Лиза отмечает: «Болезнь была для меня спасительным переворотом.
Я чувствовала себя будто перерожденной и жизнь моя потекла иным порядком»( С.269 ).
Впоследствии в повествование включается дневник героини, что соответственно изменяет позицию повествователя, но способствует объективности изложения, реалистичному изображению характера.
«Чужие» голоса в субъектном повествовании проявляются в сценах диалогической речи, в косвенных характеристиках персонажей.
Так, например, фигура Ольги Мартовой вызывает спорные и противоречивые оценки: Прасковья Александровна видит в ней «любезную авантюристку», на Софью она «наводит скуку», Латухин отмечает ее истинно русскую душу, а Лиза «свободу и одушевление» натуры.
Сцены диалогической речи занимают в романах значительное место.
Именно в них, в столкновении «голосов» и различных точек зрения на важнейшие проблемы современной жизни завязывается конфликт.
Они становятся своеобразными толчками, стимулами духовного развития героини.
Иногда другая точка зрения вводится через косвенную речь в повествование рассказчицы, что часто также выявляет конфликтность, «разноголосие» в романах.
Так, в романе «Женская история», описывая соседку-помещицу, Лиза стремится к объективности собственной оценки: она ссылается на выражение лица и манеры, прибегает к косвенной характеристике хозяйки усадьбы, приводя мнение окружающих о ней: «По ее довольному лицу и торжественным манерам можно заключить, что она считает себя праведницей и, кажется, того и ждет, что ее за добрые дела, о которых она очень ловко дает всем знать, рано или поздно вознесут ангелы прямо на лоно Авраамово.
Ее никогда не видят в большом кругу, но она со всеми знакома и ко всем для визита выбирает такое время, когда нет гостей; поэтому знает очень хорошо, где что делается»( С.7) .
Подобное вхождение в авторскую речевую зону «голосов» других персонажей способствует объективизации оценочного плана повествования.
Категория оценки в романах Жадовской приобретает новые свойства: она становится бо


[стр.,113]

I 14 лее объективной за счет привлечения разных точек зрения, введения в повествование «чужих голосов».
Также можно отметить и качественную трансформацию оценочной категории.
Если в ранних повестях Жадовской оценочный план связывался с точкой зрения повествователя, а герой выступал объектом оценки, и его сознание становилось главным предметом «изображения» (например,
«Отрывок из дневника молодой женщины», «Переписка» и др.), то в романах и сам герой становится носителем оценки.
Внимание Жадовской фокусируется теперь не только на процессе становления личности героя, но через его восприятие изображается и среда.
Так, в романе «Женская история» во «внутренней речи» Лизы помимо самоанализа содержится и оценка целого ряда социальных явлений: светской жизни, положения женщины в обществе, брака и семейных отношений с мужчиной.
После приезда в город, героиня пишет в своем дневнике: «Надо сказать правду, мне здесь гораздо скучнее, чем в деревне.
Постоянная суматоха, приезды гостей, выезды Прасковьи Александровны с дочерьми надоедают мне, хотя и не участвую в них.
Живешь точно на ярмарке.
Все эти люди заняты, хлопочут — будто дело делают...

В голове пустота, в сердце тщеславие.
Неужели это жизнь, неужели они только на это родились? Нет, я не желала бы ни их нарядов, ни их удовольствий...»( С.10).
В оценочный план1 рассказчицы также входит и косвенная оценка других персонажей, причем она имеет весьма существенное значение.
Важным становится соотнесение «внутреннего» и «внешнего» описания персонажей с разделением их на «положительных» и «отрицательных».
В большинстве случаев
описание персонажа «извне» или «изнутри» определяется именно отношением рассказчицы к нему; т.е.
точку зрения одних персонажей автор в принципе может принять, тогда как позиция других ему чужда или непонятна.
Персонажи такого рода даются в тексте рассказчика исключительно в плане описания внешности и поступков.
Так, в романе «Женская история» при первом знакомстве героини с семейством Кринельских, Лиза подробно описывает внешность : См.
об этом подробнее :.Успенский Б.А.
Поэтика композиции.
М., 1970.

[Back]