УЧ 3. Главной структурной особенностью повествования в романах Ю.В. Жадовской является гармоничное сочетание (слияние, соединение) авторского восприятия жизни и объективное воспроизведение индивидуаль* ных «голосов» героев. 4. Сочетание различных форм речи (прямой, несобственно-прямой, косвенной) позволило писательнице выражать бесконечное множество интонационных оттенков за счет лексико-стилистических средств, используемых в произведениях. 5. Стремление к объективному изображению среды и характеров обусловило как жанровую эволюцию в поздней прозе Жадовской, так и эволюцию типа повествования. Все это отражает творческую задачу писательницы, состоящую в поиске возможностей для реализации женского «я», развития духовного потенциала женщины. Но эта задача так и не была окончательно решена автором. Жадовская напряженно искала возможности для гармоничного развития молодой женщины в реальных условиях поместной среды. 3.3. Приверженность Ю.В. Жадовской реалистическим традициям проявилась и в сфере пейзажной поэтики и портретных описаний героев. Особое место в ее творчестве отводится описаниям природы, воссоздающим фон и среду изображаемых событий. Образы среднерусской природы, воспроизводимые в ее усадебных поместьях во всех живых и зримых подробностях, составляют значимую часть их художественного пространства. Природный мир как духовно-эстетический феномен органически включается в ее художественную систему как на содержательном, так и на формальном уровнях. Художественные функции пейзажа в романах Жадовской весьма многообразны. Природа для Жадовской источник вдохновения, царство красоты, единственная поверенная сокровенных мечтаний и радостных воспоминаний. Неоднократно Жадовская признается в своей безграничной любви к природе: «Бе156 |
создания романов к жанру повести ), и эволюцию типа повествования. Все это отражает творческую задачу писательницы, состоящую в поиске возможностей для реализации женского «я», развития духовного потенциала женщины. Но эта задача автором так и не была окончательно решена. Жадовская не находит возможности для гармоничного развития молодой женщины в реальных условиях поместной среды. Героини романов наделены исключительными качествами и могут быть счастливы лишь в близких к идеалистическим условиям среды, которые и созданы в романах. Жадовская сознательно отходит от этого типа характера, и, создавая в повести «Отсталая» характер, сформированный в условиях реальной поместной усадьбы, не может, подчиняясь законам реализма, наделить его высоконравственными качествами, а, следовательно, и автор162 скои симпатиеи. |