способность поэтического видения природы сближает Жадовскую с Тургеневым, при всей разности масштабов таланта писателей. Живописные описания (пейзаж-картина) природы, реалий поместной усадьбы в романе «В стороне от большого света» отражают идиллической мировосприятие его героини, что связывает позднюю прозу Жадовской с романтической традицией. Так Евгения, главная героиня романа «Женская история», ощущает внутреннюю связь с природой, усадьбой, где ей все было близко и дорого. «Я так сроднилась с тихим уголком нашим, с зеленым садом, с каждым кусточком тех мирных мест, что мысль оставить их, начать новую жизнь обдавала меня холодом...» (с.57). Повседневное общение с природой в окрестностях родовой усадьбы обостряет в сознании героини ощущение неразрывной связи с родной землей, родным домом. При этом большую роль в пейзажной поэтике играет символика. Также как и в ранних произведениях Жадовской к наиболее устойчивым пейзажным образам можно отнести уже упоминавшиеся образы неба, поля, леса, дали, сада и т.д. В них, на наш взгляд, заключен сгусток образной мысли и высокая степень художественного обобщения, что насыщает пейзажные зарисовки дополнительной образной экспрессией. Таким образом, поэтика пейзажа в прозе Жадовской представляет многопланово разработанную художественную систему, выполняющую целый комплекс идейно-эстетических функций. Успешное использование пейзажа как средства предметно-бытовой, психологической, философской действительности, представленное в романах писательницы, явилось серьезным творческим завоеванием Жадовской, ее вкладом в развитие поэтики русского реализма. Также в структуре художественного реалистического образа важное место занимает портретная характеристика персонажа в различных типологических разновидностях: портрет-впечатление, портрет-ремарка, портретреплика, статический портрет, динамический портрет и т.д. Основной принцип портретного описания «внутреннее через внешнее» именно в поэтике реализма обрел такие его основополагающие признаки, как естественно |
137 рассказа эти места имеют художественное достоинство»1. В пейзажных зарисовках Жадовской особое значение приобретают цвет, запах, звук. Например: «Сад дышал благовонной сыростью, зелень его переливалась ярче обыкновенного, <...> широкий двор расстилался перед нами изумрудным ковром, кой-где испещренным лиловыми колокольчиками, алой купальницей да золотистыми цветочками лютика. Три девочки и мальчик, все не старше пяти лет, полунагие, как амуры, живописно расположились на траве...» (с. 23). Подобные художественные приемы в изображении природы, как известно, широко использовал Тургенев, пейзажи которого полны не только зрительных, но и звуковых деталей, таких как «сухой шум капель», «болтливое щебетанье птиц», «ропот и гул дождя» и т.д. Как отмечает Г.Б. Курляндская, Тургенев «умел видеть мельчайшие оттенки пейзажа, но подчинял их общему тону изложения, соотносил их с целым ... Целостность пейзажных картин Тургенева создается не только гармонической соотнесенностью отдельных деталей ее, но и единством нравственного отношения к изображаемой жизни»2. Эта способность поэтического видения природы сближает Жадовекую с Тургеневым, при всей разности масштабов таланта писателей. Живописные описания (пейзаж-картина) природы, реалий поместной усадьбы в субъектном повествовании романа «В стороне от большого света» отражают идиллическое мировосприятие его героини, что связывает и позднюю прозу Жадовской с романтической традицией. Пространственная организация романа «В стороне от большого света» свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского, в нем отчетливо выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба/уездный город, которая основывается на противопоставлении «живого, естественного»/«искусствсшюго». Она поддерживается и поэтикой заглавия. «Живое» пространство усадьбы в этом романе характеризуется естественностью отношений между людьми, которая во многом определяется их близостью к природе. Ваг : Аксаков С.Т. О романс Ю. Жадовской «В стороне от большого света» Ч Собр. соч. в 5-и т. М., 1966. Т.4, С.221-22. 2 Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романисга. Тула, 1972. СМ00. |