Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 160]

ность, динамизм, психологически мотивированная подвижность и изменчивость, органическая взаимосвязь с эмоциональным состоянием человека, содержанием его внутреннего мира.
Именно реалистический портрет дает возможность отчетливее проявиться авторскому отношению к персонажу.
При этом в реалистическом произведении авторская позиция формирует портрет, акцентируя в нем те или иные черты, которые способны наиболее ярко выразить характер героя.
Портреты ее героинь и героев, как правило, статичны, строго фиксированы и «привязаны» к определенному моменту повествования первому появлению персонажа.
Структура портрета в произведениях Жадовской также традиционна; описываются лишь основные черты внешнего облика; при этом особое внимание уделяется выражению глаз и целостному впечатлению от лица персонажа; более подробной детализации писательница, как правило, избегает.
Тем не менее, в своих романах писательница показывает и внутренний мир своих героев, который позволяет судить о воспитании и образовании главных героинь.
Так, в романе «В стороне от большого света» воспитанием Евгении занимается тетушка, которая не ставит перед собой задачи дать племяннице определенное образование, но интуитивно чувствует необходимость общего развития девушки.
Она сама учит еще пятилетнюю девочку грамоте и прививает ей любовь к чтению.

Книги становятся важной составляющей духовного развития Евгении:
«Чтение <...> открывало новый мир моей умственной деятельности: отвечало на многие вопросы, разъясняло остававшиеся прежде для меня темными, заставляло задумываться над многим в жизни» (с.97).
Воспитываясь в усадьбе, в непосредственной близости к природе и народным обычаям, героиня Жадовской
благодаря литературе учится свободно мыслить, что вызывает неодобрение светского окружения.
Способность осмысливать и усваивать плоды идейно-умственной и эстетической деятельности своих предшественников выделяет Евгению из своей среды,
что сближает ее с пушкинским идеалом русской женщины.
161
[стр. 119]

120 несколько сужается, и читателю предоставляется возможность услышать «внутренний» голос героини, понять движения ее души.
Лиза стремится прежде всего к духовному познанию, пониманию своего места в жизни, жаждет «воли и деятельности».
Жадовская поднимает в своих романах новую для ее прозы проблему воспитания и женского образования.
Воспитанием Евгении («В стороне от большого света») занимается тетушка, которая не ставит перед собой задачи дать племяннице определенное образование, но интуитивно чувствует необходимость общего развития девушки.
Она сама учит еще пятилетнюю девочку грамоте и прививает ей любовь к чтению.

В результате книги становятся важной составляющей духовного развития Евгении: «Я поняла, что значит поэзия, прочитав Пушкина, Гоголь потряс мою душу всею увлекающей силой своего таланта.
Чтение этих произведений открывало новый мир моей умственной деятельности: отвечало на многие вопросы, разъясняло остававшиеся прежде для меня темными, заставляло задумываться над многим в жизни.
Сочинения на французском языке усиливали мои старания успеть в нем, и старания не остались бесплодны» (С.97).
Воспитываясь в усадьбе, в непосредственной близости к природе и народным обычаям, героиня Жадовской
в то же время благодаря литературе учится свободно мыслить, что вызывает неодобрение светского окружения.
Татьяна Петровна замечает о Генечке, что и «книг-то не дала бы читать слишком серьезных для ее лет, да она еще у сестрицы начиталась», в результате чего в ней и «ветреностей упрямства немало» (С.251).
Способность осмысливать и усваивать плоды идейно-умственной и эстетической деятельности своих предшественников выделяет Евгению из своей среды
и сближает с пушкинским идеалом русской женщины.
В романе «Женская история» проблемы женского воспитания и образования получают еще более широкое освещение.
Уже на первых страницах его, рассказывая о детстве Лизы, Жадовская акцентирует внимание на том, что родители ее считают важной задачей образование дочери, которое поможет ей занять свое место в жизни.
(« На восьмом году я превосходно знала священную

[Back]