Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 161]

В романе «Женская история» уже с первых страниц писательница вводит не только внешний, но и внутренний портрет Лизы.
Ее родители считают важной задачей образование дочери, которое поможет ей занять свое место в жизни.
«На восьмом году я превосходно знала священную
историю из рассказов матери, читала бегло по-русски и по-французски и принялась уже за немецкий язык, которому в присутствии матери, в свободные от службы часы, учил меня отец.
Мать часто твердила мне, что я бедная девушка, что мне нужно учиться и работать, что ничего нет грешнее перед Богом, как праздность и лень» (с.262).

Лиза хорошо знакома с творчеством В.А.
Жуковского и А.С.
Пушкина, Н.В.
Гоголя и Вальтера Скотта, Данте и В.
Шекспира.
Круг чтения героини выполняет в романе, прежде всего, характерологическую функцию, так как позволяет понять сферу ее духовных интересов.
Лиза так описывает
свое внутреннее состояние от прочитанного: «Я долго не могла заснуть от напора новых мыслей, новых убеждений, вызванных этими чудными страницами.
Мне казалось, что душа моя крепла, что энергия росла с каждым часом, что в эти минуты я не испугалась бы ничего и никого» (с.245).
Именно эта внутренняя сила характера, развитый ум, сформированный под воздействием прочитанного, помогают ге-.
роине в дальнейшем реализовать собственное «я».

Характерной особенностью портретных описаний в романах Жадовской является подбор портретных и предметных детален.
Характеризуя тетушку («В стороне от большого света»), Евгения замечает: «Тетушка моя была старушка лет шестидесяти: она была девица, но в ней вы не заметили бы и тени тех недостатков, которые обыкновенно приписывают старым девушкам, она была влюблена однажды, на всю жизнь» (с.7).
Ей удается до старости сохранить душевную чистоту, которая сочетается в то же время с живым, практическим умом.
Богатство и приличия не имеют для нее значения.
Она строит такой тип взаимоотношений с окружающими, в котором реализуются ее собственные представления о счастливой поместной жизни.

162
[стр. 119]

120 несколько сужается, и читателю предоставляется возможность услышать «внутренний» голос героини, понять движения ее души.
Лиза стремится прежде всего к духовному познанию, пониманию своего места в жизни, жаждет «воли и деятельности».
Жадовская поднимает в своих романах новую для ее прозы проблему воспитания и женского образования.
Воспитанием Евгении («В стороне от большого света») занимается тетушка, которая не ставит перед собой задачи дать племяннице определенное образование, но интуитивно чувствует необходимость общего развития девушки.
Она сама учит еще пятилетнюю девочку грамоте и прививает ей любовь к чтению.
В результате книги становятся важной составляющей духовного развития Евгении: «Я поняла, что значит поэзия, прочитав Пушкина, Гоголь потряс мою душу всею увлекающей силой своего таланта.
Чтение этих произведений открывало новый мир моей умственной деятельности: отвечало на многие вопросы, разъясняло остававшиеся прежде для меня темными, заставляло задумываться над многим в жизни.
Сочинения на французском языке усиливали мои старания успеть в нем, и старания не остались бесплодны» (С.97).
Воспитываясь в усадьбе, в непосредственной близости к природе и народным обычаям, героиня Жадовской в то же время благодаря литературе учится свободно мыслить, что вызывает неодобрение светского окружения.
Татьяна Петровна замечает о Генечке, что и «книг-то не дала бы читать слишком серьезных для ее лет, да она еще у сестрицы начиталась», в результате чего в ней и «ветреностей упрямства немало» (С.251).
Способность осмысливать и усваивать плоды идейно-умственной и эстетической деятельности своих предшественников выделяет Евгению из своей среды и сближает с пушкинским идеалом русской женщины.
В романе «Женская история» проблемы женского воспитания и образования получают еще более широкое освещение.
Уже на первых страницах его, рассказывая о детстве Лизы, Жадовская акцентирует внимание на том, что родители ее считают важной задачей образование дочери, которое поможет ей занять свое место в жизни.
(« На восьмом году я превосходно знала священную


[стр.,120]

121 историю из рассказов матери, читала бегло по-русски и по-французски и принялась уже за немецкий язык, которому в присутствии матери, в свободные от службы часы учил меня отец.
Мать часто твердила мне, что я бедная девушка, что мне нужно учиться и работать, что ничего нет грешнее перед Богом, как праздность и лень» (С.262).

Таким образом, знания рассматриваются в этом романе не только как необходимый элемент общей культуры, но и как средство достижения материальной независимости и самостоятельности.
Мать Лизы с детства готовит из нее гувернантку, неудивительно поэтому, что, поселившись после смерти родителей в усадьбе Кринельской, Лиза обнаруживает гораздо большие познания, чем дочери хозяйки.
Она хорошо знакома с творчеством Жуковского и Пушкина, Гоголя и Вальтера Скотта, Данте и ШекспираЖруг чтения героини выполняет в романе прежде всего характерологическую функцию, так как позволяет понять сферу ее духовных интересов.
Лиза так описывает
свои впечатления от прочитанного: « Я долго не могла заснуть от напора новых мыслей, новых убеждений, вызванных этими чудными страницами.
Мне казалось, что душа моя крепла, что энергия росла с каждым часом, что в эти минуты я не испугалась бы ничего и никого» (С.245).
Именно эта внутренняя сила характера, развитый ум, сформированный под воздействием прочитанного, помогают героине в дальнейшем реализовать собственное «я».

В системе женских образов в романах «В стороне от большого света» и «Женская история» важную роль играют и представительницы «старшего» поколения.
Среди них центральной является фигура тетушки.
Как отмечает И.Л, Савкина, в произведениях русских писательниц 19 века в этом образе наиболее часто воплощается «идея власти женщин над женщинами через надзор, контроль и формирование «общественного» мнения»1.
В романах Жадовской образ тетушки получает различную интерпретацию.
В романе «В стороне от большого света» тетушка Евгении,вопреки сложившейся в литературе традиции,наде

[стр.,124]

125 ниц «молодого», но и старшего поколения: Авдотью Петровну и мать Лизы, которые, каждая по-своему, реализуют свое «я» в жизни.
История жизни тетушки Евгении свидетельствует о ее решительности и независимости от условностей и предрассудков поместной патриархальной среды: «Тетушка моя была старушка лет шестидесяти: она была девица, но в ней вы не заметили бы и тени тех недостатков, которые обыкновенно приписывают старым девушкам, она была влюблена однажды, на всю жизнь...»(С.7).
Ей удается до старости сохранить душевную чистоту, которая сочетается в то же время с живым, практическим умом.
Богатство и приличия не имеют для нее значения.
Она строит такой тип взаимоотношений с окружающими, в котором реализуются ее собственные представления о счастливой поместной жизни.

В характере матери Лизы также ярко проявляется стремление к самоутверждению и нравственному совершенствованию.
Она умна, образованна, рядом с ней любящий, умный и понимающий муж, но рамки семьи узки для нее.
Причину ее личной трагедии и преждевременной смерти отец объясняет Лизе так: мать «ждала от жизни многого, и когда жизнь дала ей бедный и тесный уголок, она с гордым презрением отвернулась от тихих и мелких благ этого уголка и не хотела ничего земного» (С.268).
Однако, на наш взгляд, причина трагедии этой женщины не только в материальной ограниченности семьи, но и в невозможности осуществления своих идеалов.
Среди представительниц «молодого» поколения к этому типу можно отнести Лидию, младшую дочь Кринельской, и Ольгу Мартову из романа «Женская история».
Они также способны к внутренней духовной работе, но противопоставлены доминирующей чертой характера.
В характере Лидии преобладает эмоциональное начало, она искренне любит всех людей, а светские и сословные условности для нее не значимы.
Лидия влюблена в бедного Дорельского и согласна разделить с ним все трудности.
Производя на первый взгляд впечатление эмоциональной и внутренне слабой девушки, она доказывает силу своего чувства и выходит замуж против желания матери.
Она делает свой выбор сознательно и в финале обретает счастье в семье.

[Back]