Л* 2. Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской. Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь. Повествование ведется от события к событию, которые влияют на героев: господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры. 3. Принципы пространственно-временной организации затрагивают различные уровни художественной структуры произведений Жадовской: предметный, повествовательный, психологический. Так, например, образ замкнутого со всех сторон, глухого пространства Жадовская нередко использует в целях описания психологического состояния своих героев в кризисные моменты их жизни. 4. Пространственная организация свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского, в нем отчетливо выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба/уездный город, которая основывается на противопоставлении «живого, естественного» и «искусственного». 5. Предметный мир во всей своей совокупности отражает сложную противоречивую систему взаимоотношений личности со средой, характеров с обстоятельствами, выявляя авторскую концепцию действительности, ее истинных и мнимых ценностей. 6. Наличие развернутых монологов, напряженных диалогов, занимающих немалое место в структуре романного действия, использование авторских ремарок в качестве комментария к происходящему все это усиливает ощущение «сценичности» романов Жадовской. 7. Полифоничность романов Жадовской делает точку зрения автора более объективной за счет сочетания различных непрямых средств характеристики с прямыми, что в совокупности вызывает ощущение необычайного интонационного богатства всего повествования. В оце165 |
130 ства. Именно она притягивает к женщине внимание мужнин и делает ее в итоге счастливой. 3.3. Расширение пространственно-временных координат в романах Пространственно-временная ортнизация романов Жадовской «В стороне от большого света» и «Женская история» также отражает жанровые особенности романа и тяготение к объективному изображению действительности1. Художественное время и пространство в романах подчинены основной задаче автора ~ исследованию формирования личности, изображению взаимоотношений героев и среды. Протяженность во времени становится необходимой структурной особенностью романов Жадовской. Она стремится охватить весь процесс духовного становления своих героинь, показывая годы, и даже десятилетия их жизни. Фрагментарность, характерная для ранних повестей, где прерывистость повествования раскрывала отдельные моменты внутреннего состояния и переживания героинь, уступает теперь место событийности. Рассказчица ведет повествование от события к событию, показывая, как влияют они на героев, как господствующие представления среды и материальные обстоятельства изменяют их судьбы и характеры. История личности дается в романах не в мгновенной концентрации, а в линейной протяженности, которая создается благодаря использованию различных художественных приемов. Так, например, в романе «В стороне от большого света» в повествовании о детстве героини, в ее воспоминаниях описания повседневных, ежегодных и каких-либо других регулярных событий чередуются с рассказом о важных эпизодах ее жизни. Регулярность происходящего подчеркивается глагольными формами несовершенного вида («А когда наступала весна, когда яркий поток ослепительного света вливался в окна ...» с. 14), введение 1 В анализе специфики пространственно-временной организации мы опираемся на работы Бахтина М.М. Формы времени и хронотопа в романе И Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.234 408; Верлеревсхой Я.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. Казань, 1980; Лотмана Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С.251-292. 137 рассказа эти места имеют художественное достоинство»1. В пейзажных зарисовках Жадовской особое значение приобретают цвет, запах, звук. Например: «Сад дышал благовонной сыростью, зелень его переливалась ярче обыкновенного, <...> широкий двор расстилался перед нами изумрудным ковром, кой-где испещренным лиловыми колокольчиками, алой купальницей да золотистыми цветочками лютика. Три девочки и мальчик, все не старше пяти лет, полунагие, как амуры, живописно расположились на траве...» (с. 23). Подобные художественные приемы в изображении природы, как известно, широко использовал Тургенев, пейзажи которого полны не только зрительных, но и звуковых деталей, таких как «сухой шум капель», «болтливое щебетанье птиц», «ропот и гул дождя» и т.д. Как отмечает Г.Б. Курляндская, Тургенев «умел видеть мельчайшие оттенки пейзажа, но подчинял их общему тону изложения, соотносил их с целым ... Целостность пейзажных картин Тургенева создается не только гармонической соотнесенностью отдельных деталей ее, но и единством нравственного отношения к изображаемой жизни»2. Эта способность поэтического видения природы сближает Жадовекую с Тургеневым, при всей разности масштабов таланта писателей. Живописные описания (пейзаж-картина) природы, реалий поместной усадьбы в субъектном повествовании романа «В стороне от большого света» отражают идиллическое мировосприятие его героини, что связывает и позднюю прозу Жадовской с романтической традицией. Пространственная организация романа «В стороне от большого света» свидетельствует об отграниченности всего усадебного мира от городского, в нем отчетливо выстраивается оппозиция: провинциальная усадьба/уездный город, которая основывается на противопоставлении «живого, естественного»/«искусствсшюго». Она поддерживается и поэтикой заглавия. «Живое» пространство усадьбы в этом романе характеризуется естественностью отношений между людьми, которая во многом определяется их близостью к природе. Ваг : Аксаков С.Т. О романс Ю. Жадовской «В стороне от большого света» Ч Собр. соч. в 5-и т. М., 1966. Т.4, С.221-22. 2 Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романисга. Тула, 1972. СМ00. |