Заключение Творческий опыт писательниц XIX в. свидетельствует о поступательном, эволюционном развитии русской литературы в освоении художественных принципов реалистического искусства. Исследование прозы Ю.В. Жадовской и других женщин-писательниц убеждает нас в том, что именно «женская» проза явилась «аккумулятором» развития лучших классических традиций. Как свидетельствует история и показывает анализ «женской» прозы, в творчестве Е. Ростопчиной, Е. Шаховой, К. Павловой, А. Панаевой, Н. Хвощинской, Ю. Жадовской и др. сохранялись, совершенствовались и передавались лучшие традиции русской литературы, приемы поэтики. В жанре синтезировались различные формы: светская («домашняя») повесть, психологический роман, дневники и др.; они получали новую жизнь. Что касается образности художественного произведения, женщины-писательницы внесли значительный вклад в типологию женских характеров. В исследовании прозы Ю.В. Жадовской выявлены типологические особенности ее художественного стиля, органическое единство романтических и реалистических тенденций. К концу 50-х гг. XIX в. писательница приходит к большой жанровой форме романа, в которой, несмотря на субъектную форму повествования, проявляется тенденция к широкому объективному изображению действительности. Обращение после создания романов к жанру повести, отражающей основные законы реалистического типа творчества, объясняется, по нашему мнению, попыткой создания нового типа характера героини, обусловленного в большой степени влиянием среды и поиском возможностей для его становления в реальных жизненных условиях. Наделенная острым чувством времени, Жадовская стремилась в меру творческих возможностей быть летописцем своей эпохи. Она внесла свой вклад в разработку типологии женского характера, нарисовала новый деятельный тип женщины, встающей на путь самостоятельности и независимости. В моделировании «женственности» Жадовская от романтического типа женского образа |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Завершая исследование жанровой эволюции прозы Ю.В. Жадовской, следует сделать некоторые итоговые замечания и выводы, отметить, что развитие жанровых форм в ее прозе шло в общем русле литературного процесса 1840 1860-х годов и отразило как движение русской литературы от романтизма к реализму, так и динамику творческого мировосприятия писательницы. Начиная свое прозаическое творчество с жанра повести, которая в 1840-е годы несет в себе основные черты романтического типа творчества, писательница в конце 1850-х гг. приходит к большой жанровой форме романа, в которой, несмотря на субъектную форму повествования, проявляется тенденция к широкому объективному изображению действительности. Обращение после создания романов к жанру повести, отражающей основные законы реалистического типа творчества, объясняется, по нашему мнению, попыткой создания нового типа характера героини, обусловленного в большей степени влиянием среды, а не личной симпатией автора, и поиском возможностей для его становления в реальных жизненных условиях. В моделировании «женственности» Жадовская от романтического типа женского образа последовательно двигается к созданию нового типа характера героини, осознающей свою независимость, вполне самодостаточной и способной к реализации собственного «Я». Как и в прозе большинства женщин-писательниц (например, в произведениях Е. Ган, Е. Ростопчиной), объектом художественного исследования Жадовской в повестях 1840-х годов становится трагическая судьба любящей женщины, богатство и сила души которой не поняты мужчиной. Любовь для героинь Ю. В. Жадовской представляет главный смысл жизни и единственную возможность их самореализации. Художественный конфликт в ранней прозе Жадовской претерпевает определенную эволюцию: если в первых повестях («Простой случай», «Неумышленное зло») он носит нравственно-этический характер и развертывается преимущественно в пределах лич |