последовательно движется к созданию нового типа характера героини, вполне самодостаточной и способной к реализации собственного «Я». Как и в прозе большинства женщин-писательниц (Е. Ган, Н.Д. Хвощинской, Е. Ростопчиной и др.), объектом художественного исследования Жадовской в повестях 1840-х годов становится трагическая судьба любящей женщины, богатство и сила души которой не поняты мужчиной. В жанровых исканиях Жадовская, которая в своей прозе сначала обращается к наиболее популярной в романтической литературе разновидности жанра повести «светской» повести в форме дневников, записок, писем, постепенно переходит к реалистическому роману и завершает свое творчество реалистической повестью. В ее творчестве проявилась как общая тенденция литературного процесса к объективности изложения, так и эволюция самой личности писательницы, связанная с изменением художественного видения мира и человека, что нашло отражение в различной трактовке женского характера и манере повествования. В ранних повестях элементы автобиографизхма сочетаются с психологизмом. Уже в 1840-х гг., когда женское творчество утвердилось в литературе как самостоятельное явление, а социальная проблематика и психологизм стали неотъемлемой чертой литературы, в рамках «светской» повести формируется особая разновидность «женская» повесть. Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму, позволяет представить более точную картину жанровых и стилевых исканий русской литературы в целом. Отличительным свойством героинь ранних повестей является идентичность их душевных переживаний, и можно говорить о наличии в них одного типа характера, создание и развитие которого является главной задачей писательницы. Образ кроткой, тонко чувствующей, но несчастной женщины разрабатывается Жадовской во всех повестях 1840-х гг., и можно с уверенностью сказать, что ее героини несут неизгладимую печать времени и переживают ти |
5 ческий дневник. В нем запечатлены настроения и размышления героини, резонирующие главному событию ее жизни обретению любви и вынужденному отречению от счастья. К 1847 году относятся ее первые прозаические произведения, преимущественно в форме дневников и писем. В них варьируется сюжет непонятой, отвергнутой, несостоявшейся любви, разрешающейся трагически («Переписка», «Отрывки из дневника молодой женщины», «Непринятая жертва», «Простой случай» и др.). Исповедальность раннего творчества Жадовской органично связана с поэзией. В ее поздней прозе («В стороне от большого света», «Женская история», «Отсталая») отразился «последний кризис», который пережила писательница в конце 50-х начале 60-х годов. Сюжет несостоявшейся любви повторяется уже как вариант судьбы, отвергнутый героиней («Сила прошедшего»). Героиня поздней прозы Жадовской приходит к мысли, что «человек призван в мир бороться с горем, а не падать в бессилии» («Женская история»). Творчество писательницы в этот период обретает черты житейской бытовой конкретности. В жанровых исканиях Жадовской, которая в своей прозе сначала обращается к наиболее популярной в романтической литературе разновидности жанра повести светской повести в форме дневников, записок, писем , постепенно переходит к реалистическому роману и завершает свое творчество реалистической повестью, проявились как общая тенденция литературного процесса к объективности изложения, так и эволюция творческой личности писательницы, связанная с изменением художественного видения мира и человека, что нашло отражение в различной трактовке женского характера и манере повествования. Вся проза Жадовской, вместе с тем, связана единством личности рассказчика и ярко выраженными элементами автобиографизма. Особая функциональная значимость автобиографических элементов объясняется в какой-то мере необычностью ее судьбы. Юлия Жадовская родилась с физическим пороком (без кисти левой руки); в начале 40-х годов пережила любовную драму (отец не дал согласия на брак с ее домашним учителем «плебеем» ИМ. Перевлесским), 164 ных отношений персонажей, то в повестях «Переписка», «Ни тьма, ни свет», «Отрывки из дневника молодой женщины» сфера действия его расширяется: мир, противостоящий героине, это не только люди, связанные узами крови или дружбы и любви, но и мир социальных отношений. Внутренний конфликт в этих произведениях дополняется внешним, столкновением искреннего чувства героев с ханжеской моралью светского общества. Отличительным свойством героинь ранних повестей является идентичность их душевных переживаний, и можно говорить о наличии в них одного типа характера, создание и развитие которого является главной задачей автора. Образ кроткой, тонко чувствующей, но несчастной женщины разрабатывается Жадовской во всех повестях 1840-х годов, и можно с уверенностью сказать, что ее героини несут неизгладимую печать времени и переживают типичное душевное состояние своего поколения. Тип характера, представленный в образах ее главных героинь, во многом близок и самой писательнице. Его основы были заложены еще в ее поэзии, в которой Добролюбов видел «простоту и прозаичность», тогда как Дружинин в оценке прозы, напротив, отмечал лирическую тональность. Исповедальная форма становится, с одной стороны, эффективным способом психологической мотивации душевного мира героев, а с другой обозначает в произведении образ рассказчика с индивидуальным личностным видением и восприятием окружающей жизни. Форма дневника, записок, писем позволяет и определенным образом закрепить «документальность» «истории женской души» и создать у читателя иллюзию «живой жизни»(Л.Толстой). Эпистолярно-дневниковая форма намечала особый, контактный способ взаимоотношения с воображаемым собеседником, утверждая свободную, непринужденную манеру общения. Несмотря на глубоко личный характер повествования, использование в ранних повестях Жадовской возвышенноэмоциональной лексики и синтаксических конструкций, содержащих экспрессивный план, демонстрирует заинтересованное отношение автора к вообра в себе и автобиографический подтекст. Прием автопсихологизма становится ведущим, но и он получает специфическое решение: если в ранних повестях писательница во многом отражает собственное трагическое мироощущение безысходности и непонимания, которое объясняется фактами ее биографии, то в поздних повестях и романах она пытается моделировать новый тип отношений женщина мужчина и женщина общество, создать новый женский характер, обладательница которого, сохранив лучшие качества своих предшественниц, может не только анализировать жизнь, но и самоопределяться в ней. Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму, позволяет представить более точную картину жанровых исканий русской литературы в целом. 174 |