литературы и формированием в ней реалистических тенденций. По мнению ВЛО. Троицкого, развитие реалистических тенденций в русской литературе проявляется и в системе жанров, которые «из устойчивой, почти догматической формы, превращались в форму функциональную, характер которой в немалой степени определялся художественным замыслом: писатель не просто выбирал жанр, он как бы создавал его в соответствии со своей творческой задачей» [10]. Все ранние произведения Ю.В. Жадовской носят автобиографический характер. Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили волю к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: «Дай бог всякой женщине выбиться изпод гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять» [11]. Разделяя судьбу многих женщин, Жадовская испытала все горькие превратности судьбы, которые ей пришлось пережить. А.М. Скабичевский в журнале «Вестник Европы» за 1886 г. пишет: «...при крайней субъективности своего таланта, во всех своих произведениях она изображала одну и ту же героиню, самое себя...перед нами не поэтические вымыслы, более или менее близкие к действительности, а, как есть, сама действительность, которую мы осязаем в лице сочинительницы, составляющей нечто одно нераздельное со своими произведениями» [12]. Как правило, главной героиней ее произведений является весьма умная, талантливая и в то же время глубоко несчастная женщина, вся жизнь которой задавлена и загублена. В ранней прозе Жадовской (40-е гг. XIX в.) исповедальная форма повествования отражает особенности романтического психологизма. В это время, по |
ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННЕЙ ПРОЗЫ Ю.В..ЖАДОВСКОЙ 1.1. Эгшстолярно-дневниковая форма как основная жанровая особенность повестей 1840-х годов. Ранняя проза Ю.В. Жадовской: повести «Простой случай» (1847), «Неумышленное зло» (1847), «Переписка» (1848), «Отрывки из дневника молодой женщины» (1848), «Ии тьма, ни свет» (1849), «Непринятая жертва» (1849)1 во многом сохраняет черты романтической повести, углубляя и расширяя ее содержание. Для своих повестей Жадовская часто избирает субъектную повествовательную форму в виде дневника, записок или писем или сочетает эпистолярий с объектным описанием. Субъектная организация повестей или сочетание субъектных и объектных повествовательных форм обусловливается как индивидуальной авторской концепцией мира и творческой задачей писательницы, так и определенными общими тенденциями литературного процесса конца 40-х годов XIX века. К этому времени жанры романтизма претерпели значительные изменения, связанные с обшей эволюцией русской литературы и формированием в ней реализма. Уже в литературе 30-х годов обнаруживается тенденция к художественному воплощению современной проблематики. Она все больше сближается с жизнью и становится «выражением общества».2 Развитие реалистических тенденций в русской литературе проявляется и в системе жанров, которые «из устойчивой, почти догматической формы, превращались в форму функциональную, характер которой в немалой степени определялся художественным замыслом: писатель не просто выбирал жанр, он как бы создавал его в соответствии со своей творческой задачей».3 Среди прозаических жанров повесть окаЦит. по : Жадовская Ю.В. Поли. собр. соч.: В 4т. Спб., 1894. Г.2. 7 Денница на 1831 гол, С. 1 3Троицкий В.Ю. «Художественные открытия русской романтической прозы 20-30х годов XIX века» М., 1985, С.10. |