Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 172]

ленному моменту повествования первому появлению персонажа.
Данная манера была свойственна И.С.
Тургеневу и И.А.
Гончарову.
Структура портрета в произведениях Жадовской также традиционна; описываются лишь основные черты внешнего облика; при этом особое внимание уделяется выражению глаз и целостному впечатлению от лица персонажа; более подробной детализации писательница, как правило, избегает.
Так, в романе «Женская история» дается два вида женского портрета, статичный и динамичный, которые противопоставлены друг другу и являются выражением авторской позиции.
Что касается мужских портретов, то они представлены в романах бегло, поэтому их типологию проследить сложно.
Мужчины «старшего» поколения в романах практически не представлены.

Других персонажей можно условно разделить на два типа: мужчина наставник, учитель и мужчина друг, сверстник.
В целом же портрет в произведениях Ю.В.
Жадовскон выполняет многоплановые художественные задачи: воссоздает внешнюю пластику образа, выражает взаимосвязь внутреннего и внешнего в структуре личности персонажа, характеризует степень его человеческой состоятельности и уровень самооценки, способствует возвышению или развенчанию в глазах читателя, служит поводом для осмысления серьезных социально-нравственных и эстетических проблем.
Романы Ю.В.
Жадовской отличает наличие философского комментария, их связь с социально-психологическими проблемами.
Проза Жадовской явилась закономерным и важным звеном в контексте романтических и реалистических исканий русской литературы 50-60-х годов XIX века.
Глубокая разработка женского характера нашла свое выражение в прозе Жадовской.
Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму.

Осмысливая проблему характеров и обстоятельств в контексте современной действительности, 173
[стр. 128]

129 Таким образом, можно говорить, что в романе «Женская история» выстраивается новая система взаимоотношений полов, в которой роль женщины обретает большую активность.
Жадовская ведет своих героинь к новой социально значимой позиции и убедительно демонстрирует в своих романах разрушение патриархальных семейных стереотипов.
В центре внимания в романах Жадовской, как и в большинстве произведений женской прозы, в основном оказываются женские персонажи.
Создаваемый в романе тип героини характеризуется и принципиально иным отношением к мужчине.
Если в ранних произведениях Жадовской мужчина являлся главной причиной страданий героини, которая ощущала свою зависимость от него, и его духовная слабость или позднее прозрение приводили к трагедии, то в романах акцент меняется.
Мужчины в романах не получают изначально отрицательной оценки, и качества их выявляются в «объективной» связи с поступками.
Героини способны «разглядеть» мужчину, управлять своими эмоциями^не случайно}достойный мужчина становится наставником героини, а иногда и мужем.
Мужские персонажи представлены в романах бегло, поэтому их типологию проследить сложно.
Мужчины «старшего» поколения в романах практически не представлены,
и единственной общей характеризующей чертой их является пьянство(Исключением является только отец Лизы).
Так, например, в доме тетушки Евгении мужчин «не было и духу», потому что «у соседок мужья были или пьяницы, или уж так необразованны и грубы, что сами дичились тетушки» (С.8).
Других мужских персонажей можно условно разделить на два типа: мужчина — наставник, учитель и мужчина — друг, сверстник.
Мужчина — наставник, как и во многих романах И.С.Тургенева, романе Л.Н.
Толстого «Семейное счастье», оберегает героиню, способствует ее духовному и нравственному становлению.
В романе «Женская история» такой наставник становится в финале мужем героини и таким образом проблема женской самореализации, духовного становления связывается и с проблемой взаимоотношения полов, которая приобретает иное звучание: мужчина сам стремится завоевать расположение и любовь героини.
Внутренняя духовная сила оказывается важнее богат

[стр.,173]

в себе и автобиографический подтекст.
Прием автопсихологизма становится ведущим, но и он получает специфическое решение: если в ранних повестях писательница во многом отражает собственное трагическое мироощущение безысходности и непонимания, которое объясняется фактами ее биографии, то в поздних повестях и романах она пытается моделировать новый тип отношений женщина мужчина и женщина общество, создать новый женский характер, обладательница которого, сохранив лучшие качества своих предшественниц, может не только анализировать жизнь, но и самоопределяться в ней.
Исследование движения от романтической повести к большой жанровой форме романа и к реалистической повести в прозе Жадовской отражает общее движение русской литературы от романтизма к реализму,
позволяет представить более точную картину жанровых исканий русской литературы в целом.
174

[Back]