ятие читателя в нужное русло. Это выявляет установку писательницы на активное читательское сопереживание. Во многих ранних повестях («Простой случай», «Отрывки из дневника молодой женщины» и др.) изображение драматической судьбы ориентировано на читательское «сопереживание» (М. Цветаева). Субъектная форма часто привносит в произведение особый лиризм и интимность, исповедальный характер рассказа. Объектом художественного исследования Жадовской является трагическая судьба любящей женщины. Тип характера, представленный в образах ее главных героинь, во многом близок самой писательнице. Все, о чем она пишет, близко ей, знакомо до мелочей, пережито и перечувствовано. В основе ранних произведений трагическая любовь, определяющаяся сословным неравенством. Обычно героиней является молодая девушка, которая стремится вырваться из дворянской усадьбы, чтобы стать свободной и независимой. «Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной женщины» [26]. В большинстве произведений она использует приемы психологизма, что свойственно всей романтической литературе. Установка на параллелизм судьбы центрального персонажа и автора являлась одним из принципов романтической прозы. Н.Г. Чернышевский называл психологический анализ «едва ли не самым существенным из качеств, делающих силу творческому таланту», и выделял различные его виды: «одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего связь чувств с действиями; четвертого анализ страстей; графа Толстого всего более сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души» [27]. Психологизм Ю.В. Жадовской проявляется в умении предельно точно обозначить всю гамму чувств и настроений своей героини, волнующих ее в данный момент, тончайший переход от одного переживания к другому, а также |
героя внутрь себя и к сознанию, к душевному миру другого человека, незримого собеседника, адресата и, наконец, читателя. Писательница стремится к стилистическому «расслоению» этого способа описания, пытаясь посредством письменной речи героя воссоздать его облик, охарактеризовать уровень духовной культуры, обозначить социальную принадлежность. Сочетание многосубъектной формы с объективным описанием автора («Переписка», «Неумышленное зло») или доминирующее объективное повествование с авторскими комментариями («Непринятая жертва») отражает тенденцию к «объемности» художественного изображения и созданию объективной картины действительности. 35 1.2. Типология героев в ранних повестях Объектом художественного исследования Жадовской в ранних повестях становится трагическая судьба любящей женщины. Тип характера, представленный в образах ее главных героинь, во многом близок самой писательнице. В большинстве произведений она использует приемы автопсихологизма и автобиографизма, которые были свойственны всей романтической литературе и являлись одним из ее родовых признаков. Установка на параллелизм судьбы центрального персонажа и автора являлась одним из принципов романтической прозы1. В женской литературе эта тенденция получает наибольшее выражение и распространение. В.И. Сахаров отмечает в повести Е.Ган «Идеал» сходство не только характеров героини и писательницы, но и сюжетных ситуаций : «Повесть «Идеал» поэтическая автобиография романтической женщины-писательницы, где все отразилось в тех или иных формах и ее таинственный платонический роман с Сенковским, и Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995, С.235. |