Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 32]

ски сочетается с экспрессией выражения чувства.
Главное для нее с предельной ясностью передать всю гамму чувств героини, любящей безнадежно и беззаветно.
Жадовская часто изображает одновременное сосуществование и взаимное дополнение подчас контрастных настроений героини, составляющих сущность ее любовных переживаний.
Слияние мысли и чувства, эмоционального и аналитического начал также является отличительной чертой романтической направленности произведений Жадовской.
Ее героини находятся в постоянном размышлении о любви и счастье женщины, часто анализируя противоречия в собственной душе и окружающем мире, пытаются понять тайны и закономерности человеческого бытия.
В одном из писем Жадовская пишет: «Вот, я сама, без любви и счастья доживаю свою молодость...
Конечно свет мысли и движений душевных, тех движений, которые не зависят от людей, бросают иногда отблеск на сумерки моего существования; но это блеск молнии; он некоторым образом искусствен, как искусственно все, что рождает один ум...
Я люблю жизнь и понимаю ее, и хоть она, ...
не всегда дружелюбно со мной поступает, но я знаю, что при иной обстановке, при других обстоятельствах, она могла бы протянуть ко мне свои объятья и намекнуть много высоких и прекрасных тайн, которые бы, в свою очередь, открыли мне путь к вечному, необъятному...» [28].
Во многих произведениях Ю.В.
Жадовская подчеркивает именно роль мыслительного начала в духовных исканиях, так как в сложном, полном страданий и лишений пути поиска смысла жизни полагаться только на чувства нельзя.
Свою душу Жадовская часто называет «многодумной».
Но все-таки преобладающим элементом в ранней прозе Жадовской остается «женский элемент» жизнь сердца, а не ума.
Богатейшая палитра чувств и переживаний женской души составляет основное содержание ее ранних повестей.
Многие черты героинь Жадовской можно увидеть и в ее собственной судьбе.
Лида: «В характере у нее была какая-то врожденная робость и слабость, которые раз побежденные волей, переходили в твердую, непоколебимую ре
[стр. 36]

вполне заурядный, веселый, ироничный, вечно смеющийся над мечтательной супругой «герр капитан» Ган, и монотонный быт гарнизонной дамы, скитающейся с батареей мужа по забытым богом местечкам»1.
Исследователь творчества Е.
Ростопчиной А.М.
Ранчин также соотносит события романа «Счастливая женщина» с событиями личной жизни автора, отмечая при этом: «Конечно, «Счастливая женщина» не интимный дневник графини Е.
Ростопчиной.
Обстоятельства биографии автора и героини похожи, но не тождественны.
Образ Марины скорее не так автобиографичен, как автопортретен»2.
В творчестве Жадовской также органично сочетаются «автопортретность»(или автопсихологизм) и автобиографизм: не только тип главной героини, но и сюжетные ситуации созвучны с судьбой писательницы.
Гак.
в повести «Простой случай» кузина главного героя осталась сиротой, живет у тетки и влюблена в своего гувернера Ивана Ивановича.
Главная героиня повести «Непринятая жертва» Лида, также оставшись сиротой, живет у своего дядьки Стоянова, который во многом сходен с отцом писательницы: «Стоянов был большой патриот, жалел о тех временах, когда ценились и выходили замуж, не зная в глаза друг друга, полагаясь на вкус и разум родных.
Практическая сторона жизни была у него всегда в выигрыше, зато бедному сердцу приходилось от него плохо.
Он отвергал любовь, как следствие тайной симпатии, сходства понятий и вкусов, называл такую любовь глупостью, не верил ей» (с.296).
Раскрывая в объективном повествовании характер Лиды, Жадовская отмечала сочетание в нем таких черт, которые были присущи и самой писательнице: «В характере у нее была какая-то врожденная робость и слабость, которые раз побежденные волей, переходили в твердую, непоколебимую решимость» (с.298).
(П.
Жадовский в биографии к полному собранию сочинений отмечал аналогичные черты и у сестры: «Робкая, застенчивая девушка не была Сахаров В.И.
Страницы русского романтизма.
М., 1988, С.
198.
2 Ранчин А.М.
История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии.
// Е.
Ростопчина Счастливая женщина.
М, 1991, С.
15.
36

[Back]