на особенности психического склада, темперамента и на формирование морально-этических качеств» [32]. Через все творчество ранних произведений Жадовской проходит обобщенный образ главной героини, придающей всей прозе цельность и законченность. Поначалу это молодая наивная девушка, восторженно смотрящая на окружающий мир, верящая в любовь и счастье; затем образ усложняется появляется размышление о жизни, о Боге героиня становится умудренной опытом и просветленной страданиями. Жадовская подробно исследовала тип женщины, страдающей из-за любви, героини, отличающейся полнотой, конкретностью, выразительностью. Жадовская несомненно выходила за узкие рамки чисто личных переживаний. Исследование прозы Жадовской позволяет сделать вывод, что отражала она не только собственные переживания, но и передавала чувства и мысли со-. временниц, духовно-нравственные искания глубоко мыслящих женских натур. Особенно ярко авторское соучастие своим героям проявляется в ранних повестях. Эмоциональное, искреннее сопереживание писательницей любовной женской драмы раскрывается, прежде всего, в тональности авторских отступлений, в их обращенности к воображаемому читателю: «Кого не трогали слезы любимой женщины? Кого не тронули бы простота и простосердечная откровенность последних слов Лиды, которые, подобно небесному огню, согрели и оживили Эрова!» (с. 307), а главное в обрисовке личности ее героинь. Мироощущение лирической героини и персонажей повестей во многом тождественно: Мой час настал...теперь узнай, Что я люблю тебя! Один Всех дум моих ты властелин, В тебе мой мир, в тебе мой рай![33] Лирической героине стихотворения «Признание» присуща смелость и искренность. Экспрессивность чувств подчеркивается наличием многоточия и |
создана для шумной жизни; ома предпочитала тишину, спокойствие, уединение...»1. Переписка Жадовской с профессором Шиллем раскрывает силу ее натуры, которая формировалась в борьбе с разного рода неудачами и физическими недугами. Сходство мироощущения писательницы и ее героев является одной из отличительных черт всего творчества Жадовской, но особенно ярко авторское соучастие своим героям проявляется в ранних повестях. Эмоциональное, искреннее сопереживание писательницей любовной женской драмы раскрывается прежде всего в тональности авторских отступлений, в их обращенности к воображаемому читателю («Кого не трогали слезы любимой женщины? Кого не тронули бы простота и простосердечная откровенность последних слов Лиды, которые, подобно небесному огню, согрели и оживили Эрова!» с.307), а главное в обрисовке личности ес героинь. Прием автопсихологизма ею является ШЕДИвидуальной особенностью характерологии Жадовской, и можно говорить о типологической общности психологического письма в «женской» прозе того времени. Е. Ган, Е. Ростопчина, Н. Дурова также стремились выразить в своих произведениях собственный ВЕ1утренний мир. Неслучайно большинство женщинписательниц начинали свой творческий путь с поэзии. В ранних повестях Жадовской, в частности, получают свое дальнейшее развитие темы, которые были намечены еще в лирике, исповедальной по своему характеру, отразившей духовный опыт автора. Мироощущение лирической героини и персонажей повестей во многом тождественно: Она тиха, стройна и грациозна; Ее движенья важны и серьезны; Речь кроткая, взор скромный и печальный, А голос сладостный и музыкальный. Лицо; уста порою выражали 37 'Жадовская Ю.В. Полное собр. соч. в 4-х т. М., 1894. Т.1. С. XVI. |