дам... Мне и в самом деле показалось, что я возношусь на небо блаженства... и вот я на земле, обессилена, сокрушена падением» (с. 333). Главная героиня по-новому переосмысливает свою любовь, поднимаясь над своей болью и разочарованием, рассматривает ее как звено в цепочке мироздания. Жадовская понимает любовь в христианском ключе, прежде всего, как пожелание безграничного счастья своему любимому, пусть даже с другой возлюбленной (-Ида: Как вы здесь устроились? / Устроился...женился... проговорил он едва слышно. / Что вы? /И разгоревшееся от слез и волнения лицо ее вдруг стал бледно, как ее батистовый воротничок./ Ну, что ж! сказала она, помолчав и склоняя голову. Дай вам бог счастья!..) (с. 339). Любовь для героинь 10. Жадовской является смыслом жизни, единственной возможностью самореализации. В повестях Жадовской тема любви может определяться как центральная, но представленная в разнообразии оттенков. Это может быть любовь жертва, любовь самоотречение, любовь покорность. В русской литературе 1830-1840-х гг. в изображении женских характеров доминирующими остаются такие качества, как жертвенность, самоотречение, покорность. Именно они во многом определяют трагическую судьбу героинь женской прозы. Часто дефицит жертвенности в чувстве мужчины и приводит к трагедии. Герой повестей Жадовской оказывается не способным вовремя оценить лучшие порывы женского сердца. Художник Эров, возлюбленный Лиды, даже после ее признания думал только о себе, о своем оскорбленном самолюбии, выдавая свою черствость за благородство: «<...> Благодарю вас за готовность на жертву, но я уверен, что вы не предполагаете во мне такого грубого эгоизма, чтобы заставить вас умереть под ее тяжестью...»(с. 313). Только спустя несколько лет, когда его пригласили писать портрет умершей женщины, он узнал в ней Лиду, «к его сердцу прихлынуло какое-то смутное, глухое страдание, он вдруг прозрел все свое прошедшее, понял ее любовь, ее мучения, ее бескорыстную готовность отдать ему жизнь и счастье, по |
действие на творчество женщин писательниц весьма специфично. Оно скорее касалось самого факта обращения женщин к литературному творчеству как виду самостоятельной деятельности и возможного обретения материальной независимости, а не типологии создаваемых ими героев. В русской литературе 1830-1840-х годов в изображении женских характеров доминирующими остаются такие качества,как жертвенность, пассивность, покорность.Именно они во многом определяют трагическую судьбу героинь женской прозы. Преобладают эти качества и в характерах персонажей ранних повестей Жадовской. Смиренное самоотречение во имя любви, безуспешные попытки найти в этом чувстве способность для самоусовершенствования являются, по мнению Жадовской, исконно женской добродетелью и невозможны для мужчины. Именно этот дефицит жертвенности в чувстве мужчины и приводит к трагедии. Герой ее повестей оказывается неспособным вовремя оценить лучшие порывы женского сердца. Художник Эров. возлюбленный Лиды, даже после ее признания «думал только о себе, о своем оскорбленном самолюбии», выдавая свою душевную черствость за благородство: «... Благодарю вас за готовность на жертву, но я уверен, что вы не предполагаете во мне такого грубого эгоизма, чтобы заставить вас умереть иод ее тяжестью...» (с.313). Только спустя несколько лет, когда его пригласили писать портрет умершей женщины, он узнал в ней Лиду, «к его сердцу прихлынуло какое то смутное, глухое страдание, он вдруг прозрел все свое прошедшее, понял ее любовь, ее мучения, сс бескорыстную готовность отдать ему жизнь и счастье, понял и, гордый человек, в первый и едва ли не в последний раз в своей жизни, заплакал горячими слезами!...» (с.319). Образы главных героинь, созданные Жадовской в ранних повестях, воплощают тип идеальной женщины, основные качества которого опреде0 лены еще в романс Руссо «Эмиль, или воспитании», где автор пишет не о воспитании идеальной личности вообще, а о воспитании идеального мужчины или женщины, о формировании социального пола. Но отношения между полами неравноправны, мужское начало всегда в патриархатной культуре, по утверждению В.Эрих-Хефели, получает сильную позицию: «Женщина и мужчина 41 |