1 глава. 2 параграф. Жанрово-стилевое своеобразие романтических повестей Ю.В. Жидовской («Простой случай», «Переписка», «Непринятая жертва», Неумышленное зло», «Ни тьма, ни свет», «Отрывки из дневника молодой женщины»). В 1840-1850 годы жанры романтизма претерпели значительные изменения, связанные с общей эволюцией русской литературы и формированием в ней реализма. Уже в литературе 30-х годов обнаруживается тенденция к художественному воплощению современной проблематики. Она все больше сближается с жизнью и становится выражением общественной мысли. Среди прозаических жанров повесть оказывается самым «динамичным» жанром. Только она, по мысли В.Г. Белинского, была способна отразить движение эпохи, мироощущение современного человека, «схватить» многообразие действительности, когда в одном мгновении «сосредотачивается существенный смысл происходящего» [38]. Жанр повести в 30-40 годы в наибольшей степени отвечает необходимости «поэтического представления человека». «Повесть есть эпизод из беспредельной поэмы судеб человеческих ... Ее форма может вместить в себя все, что хотите, и легкий очерк нравов, и полную саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей...» [39]. Многих писателей, прежде всего, волнуют проблемы нравственности, морали. Под высоким нравственным идеалом следует рассматривать как внутренний мир, так и общественную жизнь человека. «Активность» и «подвижность» жанра повести позволяет исследователям выделять три наиболее важные внутрижанровые разновидности романтической повести: «историческую», «фантастическую», «светскую» (или «светско-бытовую»). Проблема взаимоотношений человека и общества легла в основу одного из ведущего жанра в русской литературе светской повести (светского рассказа, светского романа). Светская повесть встречается и в литературе сентиментализма, который пытался осмыслить глубокие связи человека с его непосред |
ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННЕЙ ПРОЗЫ Ю.В..ЖАДОВСКОЙ 1.1. Эгшстолярно-дневниковая форма как основная жанровая особенность повестей 1840-х годов. Ранняя проза Ю.В. Жадовской: повести «Простой случай» (1847), «Неумышленное зло» (1847), «Переписка» (1848), «Отрывки из дневника молодой женщины» (1848), «Ии тьма, ни свет» (1849), «Непринятая жертва» (1849)1 во многом сохраняет черты романтической повести, углубляя и расширяя ее содержание. Для своих повестей Жадовская часто избирает субъектную повествовательную форму в виде дневника, записок или писем или сочетает эпистолярий с объектным описанием. Субъектная организация повестей или сочетание субъектных и объектных повествовательных форм обусловливается как индивидуальной авторской концепцией мира и творческой задачей писательницы, так и определенными общими тенденциями литературного процесса конца 40-х годов XIX века. К этому времени жанры романтизма претерпели значительные изменения, связанные с обшей эволюцией русской литературы и формированием в ней реализма. Уже в литературе 30-х годов обнаруживается тенденция к художественному воплощению современной проблематики. Она все больше сближается с жизнью и становится «выражением общества».2 Развитие реалистических тенденций в русской литературе проявляется и в системе жанров, которые «из устойчивой, почти догматической формы, превращались в форму функциональную, характер которой в немалой степени определялся художественным замыслом: писатель не просто выбирал жанр, он как бы создавал его в соответствии со своей творческой задачей».3 Среди прозаических жанров повесть окаЦит. по : Жадовская Ю.В. Поли. собр. соч.: В 4т. Спб., 1894. Г.2. 7 Денница на 1831 гол, С. 1 3Троицкий В.Ю. «Художественные открытия русской романтической прозы 20-30х годов XIX века» М., 1985, С.10. зывается самым «динамичным» жанром. Только она, по мысли В.Г. Белинского, была способна отразить движение эпохи, мироощущение современного человека, «схватить» многообразие действительности, когда в одном мгновении «сосредотачивается существенный смысл происходящего».1 2 «Активность» и «подвижность» жанра повести позволяет исследователям выделять три наиболее важные виутрижанровые разновидности романтической повести: «историческую», «фантастическую», «светскую». К 1840-ым годам, когда женское творчество утвердилось в литературе как самостоятельное явление, социальная проблематика и углубленный психологизм стали неотъемлемой чертой всего литературного процесса, в рамках «светской» повести формируется особая" разновидность-«женская» повесть. Несмотря на развивающиеся реалистические тенденции в общем литературном процессе, в женской прозе до намаза 1850-х годов господствует романтическая традиция. Как справедливо отмечает Н.А. Гуляев, «своеобразие романтизма определяется не предметом изображения, оно зависит от специфики осмысления жизни»/ Творческая задача жеищии-писатсльниц, заключающаяся в пристальном внимании к внутреннему миру, была созвучна величайшему достижению романтизма, которое выражаюсь в открытии полноценной человеческой личности, вбирающей в себя весь мир. «От изображения человека вообще, от «типовых» страстей, отчужденных от человека, романтики обратились к противоречиям целостной личности, к духовному содержанию ее социального бытия».3 Именно особенности миропонимания обуславливают преобладающую направленность творчества 10. Жадовской, Е. Ростопчиной, Е. Ган, М. Жуковой и других женщин-писательниц, которая проявляется в активном использовании субъектной формы, в выборе тем прозаических произведений и принципов изо1 В.Г. Белинский «О русской повести и повестях г-на Гоголя» // ПСС, Т. 1., Изд., АН СССР, М.-Л., 1953, С.271272. 2 Русский романтизм. М., 1974. С.7. 3 Кедрова М.М. «Художественное восприятие в системах романтизма и реализма»\\ Кедрова М.М. Русская классика и проблема восприятия ( И.С. Тургенев), Калинин, 1986. С.20. 22 |