Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 41]

к 4) ственным окружением.
В 1840-1850-ые годы социальная проблематика и углубленный психологизм стали неотъемлемой чертой литературного процесса.
В рамках «светской» («салонной») и «домашней» повести формируется особая разновидность «женская» повесть, в русле которой создавали многие свои произведения русские писательницы: Е.
Тур, Н.Д.
Хвощинская, Г.
Кохановская, Е.
Майкова, Ю.В.
Жадовская и др.
Для этих типов повести были характерны занимательность интриги, мелодраматические эффекты в перипетиях сюжета, повышенное внимание к психологии чувств женщины, критика общественных нравов, присутствие нравоучительности и морали.
Несмотря на развивающиеся реалистические тенденции, в
«женской» прозе господствует романтическая традиция.
Творческая задача женщин-писательниц, заключающаяся в пристальном внимании к внутреннему миру, была созвучна величайшему достижению романтизма, которое выражалось в открытии полноценной человеческой личности, вбирающей в себя весь мир.
«От изображения человека вообще, от
«типо-г вых» страстей, отчужденных от человека, романтики обратились к противоречиям целостной личности, к духовному содержанию ее социального бытия» [40].
Преобладающая особенность творчества 10.
Жадовской, Е.
Ростопчиной, Е.
Ган, М.
Жуковой и др.
женщин-писательниц
заключается в активном использовании определенной формы повествования, в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в моральноэтической направленности авторских отступлений.
С точки зрения концепции жанра, повесть Жадовской близка той жанровой модели, отличительные признаки которой были установлены еще В.Г.
Белинским: «повесть «тот же роман, но меньший в объеме», «роман в миниатюре», «глава, вырванная из романа» (103, т.З, с.327).
К ранней прозе Жадовской (1 период творчества) можно отнести повести «Простой случай»(1847), «Переписка» (1848), «Отрывки из дневника молодой женщины» (1848), «Ни тьма, ни свет» (1849), «Непринятая жертва» (1849).
42
[стр. 22]

зывается самым «динамичным» жанром.
Только она, по мысли В.Г.
Белинского, была способна отразить движение эпохи, мироощущение современного человека, «схватить» многообразие действительности, когда в одном мгновении «сосредотачивается существенный смысл происходящего».1 2 «Активность» и «подвижность» жанра повести позволяет исследователям выделять три наиболее важные виутрижанровые разновидности романтической повести: «историческую», «фантастическую», «светскую».
К 1840-ым годам, когда женское творчество утвердилось в литературе как самостоятельное явление, социальная проблематика и углубленный психологизм стали неотъемлемой чертой всего литературного процесса, в рамках «светской» повести формируется особая" разновидность-«женская» повесть.
Несмотря на развивающиеся реалистические тенденции в
общем литературном процессе, в женской прозе до намаза 1850-х годов господствует романтическая традиция.
Как справедливо отмечает Н.А.
Гуляев, «своеобразие романтизма определяется не предметом изображения, оно зависит от специфики осмысления жизни»/ Творческая задача жеищии-писатсльниц, заключающаяся в пристальном внимании к внутреннему миру, была созвучна величайшему достижению романтизма, которое выражаюсь в открытии полноценной человеческой личности, вбирающей в себя весь мир.
«От изображения человека вообще, от
«типовых» страстей, отчужденных от человека, романтики обратились к противоречиям целостной личности, к духовному содержанию ее социального бытия».3 Именно особенности миропонимания обуславливают преобладающую направленность творчества 10.
Жадовской, Е.
Ростопчиной, Е.
Ган, М.
Жуковой и других женщин-писательниц,
которая проявляется в активном использовании субъектной формы, в выборе тем прозаических произведений и принципов изо1 В.Г.
Белинский «О русской повести и повестях г-на Гоголя» // ПСС, Т.
1., Изд., АН СССР, М.-Л., 1953, С.271272.
2 Русский романтизм.
М., 1974.
С.7.
3 Кедрова М.М.
«Художественное восприятие в системах романтизма и реализма»\\ Кедрова М.М.
Русская классика и проблема восприятия ( И.С.
Тургенев), Калинин, 1986.
С.20.
22

[Back]