к 4) ственным окружением. В 1840-1850-ые годы социальная проблематика и углубленный психологизм стали неотъемлемой чертой литературного процесса. В рамках «светской» («салонной») и «домашней» повести формируется особая разновидность «женская» повесть, в русле которой создавали многие свои произведения русские писательницы: Е. Тур, Н.Д. Хвощинская, Г. Кохановская, Е. Майкова, Ю.В. Жадовская и др. Для этих типов повести были характерны занимательность интриги, мелодраматические эффекты в перипетиях сюжета, повышенное внимание к психологии чувств женщины, критика общественных нравов, присутствие нравоучительности и морали. Несмотря на развивающиеся реалистические тенденции, в «женской» прозе господствует романтическая традиция. Творческая задача женщин-писательниц, заключающаяся в пристальном внимании к внутреннему миру, была созвучна величайшему достижению романтизма, которое выражалось в открытии полноценной человеческой личности, вбирающей в себя весь мир. «От изображения человека вообще, от «типо-г вых» страстей, отчужденных от человека, романтики обратились к противоречиям целостной личности, к духовному содержанию ее социального бытия» [40]. Преобладающая особенность творчества 10. Жадовской, Е. Ростопчиной, Е. Ган, М. Жуковой и др. женщин-писательниц заключается в активном использовании определенной формы повествования, в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в моральноэтической направленности авторских отступлений. С точки зрения концепции жанра, повесть Жадовской близка той жанровой модели, отличительные признаки которой были установлены еще В.Г. Белинским: «повесть «тот же роман, но меньший в объеме», «роман в миниатюре», «глава, вырванная из романа» (103, т.З, с.327). К ранней прозе Жадовской (1 период творчества) можно отнести повести «Простой случай»(1847), «Переписка» (1848), «Отрывки из дневника молодой женщины» (1848), «Ни тьма, ни свет» (1849), «Непринятая жертва» (1849). 42 |
зывается самым «динамичным» жанром. Только она, по мысли В.Г. Белинского, была способна отразить движение эпохи, мироощущение современного человека, «схватить» многообразие действительности, когда в одном мгновении «сосредотачивается существенный смысл происходящего».1 2 «Активность» и «подвижность» жанра повести позволяет исследователям выделять три наиболее важные виутрижанровые разновидности романтической повести: «историческую», «фантастическую», «светскую». К 1840-ым годам, когда женское творчество утвердилось в литературе как самостоятельное явление, социальная проблематика и углубленный психологизм стали неотъемлемой чертой всего литературного процесса, в рамках «светской» повести формируется особая" разновидность-«женская» повесть. Несмотря на развивающиеся реалистические тенденции в общем литературном процессе, в женской прозе до намаза 1850-х годов господствует романтическая традиция. Как справедливо отмечает Н.А. Гуляев, «своеобразие романтизма определяется не предметом изображения, оно зависит от специфики осмысления жизни»/ Творческая задача жеищии-писатсльниц, заключающаяся в пристальном внимании к внутреннему миру, была созвучна величайшему достижению романтизма, которое выражаюсь в открытии полноценной человеческой личности, вбирающей в себя весь мир. «От изображения человека вообще, от «типовых» страстей, отчужденных от человека, романтики обратились к противоречиям целостной личности, к духовному содержанию ее социального бытия».3 Именно особенности миропонимания обуславливают преобладающую направленность творчества 10. Жадовской, Е. Ростопчиной, Е. Ган, М. Жуковой и других женщин-писательниц, которая проявляется в активном использовании субъектной формы, в выборе тем прозаических произведений и принципов изо1 В.Г. Белинский «О русской повести и повестях г-на Гоголя» // ПСС, Т. 1., Изд., АН СССР, М.-Л., 1953, С.271272. 2 Русский романтизм. М., 1974. С.7. 3 Кедрова М.М. «Художественное восприятие в системах романтизма и реализма»\\ Кедрова М.М. Русская классика и проблема восприятия ( И.С. Тургенев), Калинин, 1986. С.20. 22 |