В ранних повестях Ю.В. Жадовской также подчеркнуто влияние социума на человека. Этому «негативному» воздействию общества оказывается подвержен, в первую очередь, мужчина, и, таким образом, конфликт героя и среды переносится в сферу личных отношений мужчины и женщины. Ее героини, кроткие и тонко чувствующие окружающий их мир, переживают типичное душевное состояние своего поколения. Такой тип героини является весьма распространенным персонажем всей женской прозы 1830-40-х годов. Тема социального неравенства является основной в произведениях «Неумышленное зло», «Непринятая жертва», «Отрывки из дневника молодой женщины». Как правило, сюжет строится по схеме: она богата он беден, т.е. принадлежит другому социальному кругу, вследствие чего разворачивается основной конфликт повести. В повести «Неумышленное зло» Федя постоянно рассуждает о том, «дру-. гом» мире: «Правду вы говорили вчера, что у человека есть другой мир, кроме того, который он видит обыкновенными глазами; что этот мир в душе его. Да куда деться с этим миром в бедности, хоть бы, например, мне?», а в повести «Непринятая жертва» Мария пытается объяснить Эрову, почему их счастье с Лидией заранее обречено: «Скажите, что вы хотите сделать из этой любви? Общую пытку, никогда недостижимую цель, бледную мечту, над которой после будете сами смеяться, или опасную игру, в которую вы, мужчина свободный и безответственный, обыграете ее наверное <...> Лида <...> конечно, она любит вас; но, вместе с тем, поверьте, не забывает того расстояния, которое отделяет вас друг от друга на общественной черте...» (с. 309-310). Как правило, сюжет, в основе которого лежит социальный конфликт, приводит к трагическому финалу. Драматически складываются судьбы главных героинь ранних повестей Жадовской. Над ним как будто тяготеет какой-то рок, злой фатум. Многие из них умирают в расцвете сил. Так, в повести «Отрывки из дневника молодой женщины» Мина, узнав правду о муже, вскоре умирает. В последних строках |
Характерное для романтизма «контрастное» видение действительности отразилась и в духовной жизни героинь. По справедливому замечанию Л .Я. Гинзбург, романтическое противоречие осмысливалось как «полярность», как сосуществование противоположностей нераздельно между собой сопряженных».1 Основным свойством личности в романтизме является «противоречивое единство», и принцип контрастности становится существенным признаком романтического психологического анализа. Находясь в конфликте с окружающим миром, романтическая личность все более углубляется в себя, процесс самопознания становится основным в структуре повествования, что отражается, в частности, в дневниках и письмах героинь Жадовской. Как и поздние романтики, свой идеальный мир писательница конструирует на основе не социальных, а «человеческих отношений», но не может в то же время не признать факта влияния социальной действительности на человека. Этому «негативному» общественному воздействию в первую очередь подвержен мужчина и, таким образом, конфликт герой-среда переносится в сферу личных отношений мужчины и женщины. Характер героя, зараженного «болезнью века», глубоко разработан в романах Б.Констана «Адольф», А. Де Мюссе «Исповедь сына века», М.Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени». В этих произведениях, как справедливо замечает И.В. Карташова, «романтическому методу становится доступна психологическая и историческая типизация» и «герой» выступает как выразитель настроений своего поколения2. Образ кроткой, тонко чувствующей, но несчастной женщины разрабатывается Жадовской во всех повестях 1840-х годов, и можно с уверенностью сказать, что ее героини несут неизгладимую печать времени и переживают типичное душевное состояние своего поколения. Такой тип героини является весьма распространенным персонажем всей «женской» прозы этого периода. Самоанализ духовной жизни героинь Жадовской, Ган и других писательниц способст1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе, Л., 1977. С.274. 2 Русский романтизм. Под ред. проф. Н.А.Гуляева. М., 1974.С.124. 46 |