Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 50]

чувства которой разбиты.
Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью.
Ее душа, здоровье и жизнь разрушены жестокостью общества.
Покорное судьбе поэтическое дитя погибает»
[41].
Именно этот женский тип близок Жадовской, и его мы преимущественно встречаем среди главных героинь ее ранних повестей.
Другой романтический
тип «беззаконная комета», смело разрушающая все условности мира, созданного мужчинами.
Этот
тип представлен в повестях «Непринятая жертва» и «Отрывки из дневника молодой женщины».
Жадовская использует в этих произведениях прием контраста, который подчеркивает идеальность
героини, ее доброту, кротость, женскую мягкость, способность любить, и высвечивает недостатки мужчины его гордость, непонимание женской души, себялюбие и безволие.
Основным свойством личности в романтизме является «противоречивое единство», и принцип контрастности становится существенным признаком романтического психологического анализа.
Находясь в конфликте с окружающим миром, романтическая личность все более углубляется в себя, процесс самопознания становится основным в структуре повествования, что отражается, в частности, в
таких жанрах, как дневники, письма, записки, внутренние монологи героинь Жадовской.
Прием контраста позволяет всесторонне раскрыть характер главных героинь повестей Ю.В.
Жадовской.
Так, Марья Манова в «Непринятой жертве», «испытав по странной жизни и понятиям нерасположение людей, внушала молодой подруге своей негодование к людям и отыскивала в них только дурную сторону...» В характере Лиды, напротив,
«была какая-то врожденная робость и скромность, которые, раз побежденные волей, переходили в твердую непоколебимую решимость», (с.298) В повести «Отрывки из дневника молодой женщины» автор за счет писем Веры Слонской показывает контраст с другой героиней Миной.
И это проявляется не только в образе мыслей, нравственных принципах, но и на уровне
[стр. 46]

Характерное для романтизма «контрастное» видение действительности отразилась и в духовной жизни героинь.
По справедливому замечанию Л .Я.
Гинзбург, романтическое противоречие осмысливалось как «полярность», как сосуществование противоположностей нераздельно между собой сопряженных».1 Основным свойством личности в романтизме является «противоречивое единство», и принцип контрастности становится существенным признаком романтического психологического анализа.
Находясь в конфликте с окружающим миром, романтическая личность все более углубляется в себя, процесс самопознания становится основным в структуре повествования, что отражается, в частности, в
дневниках и письмах героинь Жадовской.
Как и поздние романтики, свой идеальный мир писательница конструирует на основе не социальных, а «человеческих отношений», но не может в то же время не признать факта влияния социальной действительности на человека.
Этому «негативному» общественному воздействию в первую очередь подвержен мужчина и, таким образом, конфликт герой-среда переносится в сферу личных отношений мужчины и женщины.
Характер героя, зараженного «болезнью века», глубоко разработан в романах Б.Констана «Адольф», А.
Де Мюссе «Исповедь сына века», М.Ю.
Лермонтова «Г ерой нашего времени».
В этих произведениях, как справедливо замечает И.В.
Карташова, «романтическому методу становится доступна психологическая и историческая типизация» и «герой» выступает как выразитель настроений своего поколения2.
Образ кроткой, тонко чувствующей, но несчастной женщины разрабатывается Жадовской во всех повестях 1840-х годов, и можно с уверенностью сказать, что ее героини несут неизгладимую печать времени и переживают типичное душевное состояние своего поколения.
Такой тип героини является весьма распространенным персонажем всей «женской» прозы этого периода.
Самоанализ духовной жизни героинь Жадовской, Ган и других писательниц способст1 Гинзбург Л.Я.
О психологической прозе, Л., 1977.
С.274.
2 Русский романтизм.
Под ред.
проф.
Н.А.Гуляева.
М., 1974.С.124.
46

[стр.,48]

Анализируя женские образы, которые сложились в эпоху романтизма, Ю.М.
Лотман делит их на группы.
Первый эго «образ нежно любящей женщины, жизнь и чувства которой разбиты.
Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью.
Ее душа, здоровье и жизнь разрушены жестокостью общества.
Покорное судьбе поэтическое дитя погибает»1.

Именно этот женский образ близок Жадовской, и его мы преимущественно встречаем среди главных героинь ее ранних повестей.
Другой романтический
женский тип ассоциировался у Лотмана с образом «беззаконной кометы»2, смело разрушающей все условности мира,созданного мужчинами.
Этот
«демонический характер» представлен в повестях «Непринятая жертва» и «Отрывки из дневника молодой женщины».
Жадовская использует в этих произведениях прием контраста, который подчеркивает «идеальность»
главной героини.
Так Марья Манова в «Непринятой жертве», «испытав по странной жизни и понятиям нерасположение людей, внушала молодой подруге своей негодование к людям и отыскивала в них только дурную сторону...» В характере Лиды, напротив, «
у нее была какая то врожденная робость и скромность, которые, раз побежденные волей, переходили в твердую непоколебимую решимость» (с.298).
В повести «Отрывки из дневника молодой женщины» автор
усложняет повествование, вводя письма Веры Слонской, чтобы подчеркнуть «чистоту» и «возвышенность» Мины.
Контраст между героинями этой повести проявляется не только в образе мыслей, нравственных принципах, но и на уровне лексики.
Мина чувствует себя «лишней, отвергнутой», но она все равно готова быть для мужа «другом, сестрой».
Страдание, уединение «возвышают» ее, «развивают ум», тогда как Вера начинает «игру», так как «надобно развлечься: надоел муж со своим хозяйством и ревматизмом»».
Дмитрия она сравнивает с «занимательной книгой» и начинает свою борьбу за него из чувства мести.
Ее «подстегива48 1 Лотман Ю.Н.
Веселы о русской культуре СПб., 1994.
С.65.
2 Там же.

[Back]