любимых людей. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («комнатка», «маменька», «ручками», «хорошенькая»), Жадовская подчеркивает душевную атмосферу, царящую в родительском доме. Теперь же, в новой пространственной обстановке, рядом с ней просто окружающие, но, отнюдь, не родные люди. Душа Мины не находит тепла и взаимопонимания в «этом» доме, она стремится на волю, к природе. Дом, в котором живет Мина после замужества, является символом холодности и отчужденности его обитателей. Этот мотив становится сквозным в творчестве Жадовской и встречается во всех повестях раннего периода. Героиня повести «Отрывки из дневника молодой женщины» Мина пишет: «С некоторого времени я чувствую неодолимую жажду воздуха; мне бывает невыносимо душно в комнатах. Едва только проснусь и пролепечу молитву, как, сбрасывая с себя ночной чепчик, бросаюсь к окну, растворяю его и спускаю за него руки и голову. Волосы мои длинные, длинные, шелковистые волосы, рассыпаются по плечам и лицу. Ветер начинает играть ими...»(с.249). Этот мотив жажды чистого воздуха встречается во многих произведениях «женской» прозы (Н. Хвощинская, Е. Ган, Г. Кохановская и др.). Не случайно образ дома перекликается с образом ветра как символа свободной стихии, который усиливает контраст героини с бездушным окружающим миром. «Когда я в саду, мне кажется, он занимается единственно мною. Когда дурная погода держит меня в комнате, в грустных песнях его, в стуке ставней, мне слышится его тоска обо мне. Бессильны были все старания маменьки излечить меня от этой безумной мечты; я не хотела слушать, что ветер есть следствие неровности воздуха и осталась при своем убеждении, что он духовно-разумное существо, которое любит и ласкает меня» (с.250). Изображение ветра и солнечного света воспринимается героиней, ее романтическим сознанием как символ вечности, как вестник идеального мира. Используемый автором прием антитезы («ветер», «свет» «дом-тюрьма») |
ные люди. Душа ее жаждет живого участия и, не находя его среди людей, стремится на волю, к природе. Таким образом, дом, где живет Мина после замужества, становится знаком обыденности, душевной холодности его обитателей. Этот мотив анти«дома», лишенного любви и семейного счастья, становится сквозным в творчестве Жадовской^и мы встречаем сто во всех ранних повестях писательницы. Героиня повести «Отрывки из дневника молодой женщины» пишет: «С некоторого времени я чувствую неодолимую жажду воздуха; мне бывает невыносимо душно в комнатах. Едва только проснусь и пролепечу молитву, как, сбрасывая с себя ночной чепчик, бросаюсь к окну, растворяю его и спускаю за него руки и голову. Волосы мои длинные, длинные, шелковистые волосы, рассыпаются по плечам и лицу. Ветер начинает играть ими...» (с. 249). Возникающий образ ветра, воспринимается как символ свободной стихии, которая созвучна героине и которая усиливает ее контраст с бездушным окружающим миром. «Когда я в саду, мне кажется, он занимается единственно мною. Когда дурная погода держит меня в комнате, в грустных песнях его, в стуке ставней, мне слышится его тоска обо мне. Бессильны были все старания маменьки излечить меня от этой безумной мечты; я не хотела слушать, что ветер есть следствие неровности воздуха и осталась при своем убеждении, что он духовно-разумное существо, которое любит и ласкает меня» (с.250). Романтический образ ветра в повести «Отрывки из дневника молодой женщины» ассоциируется таким образом со стремлением героини к духовной свободе, с неприятием нравственных шаблонов светского общества, убивающих всякое искреннее чувство. Изображение ветра и солнечного света, врывающихся в окно и оживляющих все кругом, определяется как «прием Керстинга»1, в результате использования которого возникает тот же эффект, что и в живописи: струящийся солнечный воздух преображает и одухотворяет картину мира. Он воспринимается романтическим сознанием как символ вечности, как вестник идеального 1 Корзина Н.Л. «Тема окна» п литературе немецкого романтизма \\ Проблемы романтизма, Тверь, 1990. С.54. 58 |