Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 59]

подчеркивает мелочность ежедневных житейских забот в сравнении с вечными ценностями природой, благородными порывами души и сердца, любовью.
Как женщина, Жадовская отчетливо понимает состояние своих героинь, улавливает связь между обстоятельствами внешнего и внутреннего порядка; как истинный художник, она умеет дать предметное выражение внутренним состояниям, подобрав соответствующий образ, деталь поведения, контраст или параллель обстановки, возбуждающую по ассоциации сходные состояния у читателей.
Писательница использует совокупность различных художественных средств для проникновения «вовнутрь», в мир образов, мыслей, настроений своих героев.
Постоянно возникающие в повестях Жадовской 40-х годов мотивы ветра, дома, сада, окна подчеркивают приверженность писательницы к романтической традиции.
В
повестях Ю.В.
Жадовской «окно», разделяющее «дом» и «сад», в которое врывается ветер, выступает как зримое выражение конфликта между суетным и вечным, между бытом и идеальным, которое понимается как
порыв к природе, как возможность гармонии между духовным миром человека и миром природным.
Как справедливо заметила Н.А.
Корзина, введение
в произведение образа окна раскрывает смысл романтической формулы: «еще здесь, а не там», «оно указывает одновременно на цель стремления и на невозможность ее достижения» [44].
Именно в таком значении используется образ окна в повести Жадовской «Отрывки из дневника молодой женщины»: оно воплощает,
с одной стороны, устремленность героини к внутренней свободе, а с другой, ее ощущение ограниченности собственных возможностей.
Двойная функция образа окна является выражением романтического мироощущения.

Внутренне состояние героини, стоящей у окна, можно охарактеризовать как томление по идеалу, как желание самосовершенствования и счастья.
[стр. 59]

59 мира.
Эта иррациональная, космическая сила ветра и света, проникающая сквозь замкнутое пространство дома-«тюрьмы» вступает в противоречие с обыденностью его уклада^ подчеркивает мелочность ежедневных житейских забот в сравнении с вечными, в романтическом понимании, ценностями природой, благородными порывами сердца, любовью.
Постоянно возникающие в повестях Жадовской 1840-х годов мотивы ветра, окна, сада подчеркивают приверженность писательницы к романтической традиции, «визитными карточками» которой они являются.
Эти образысимволы имеют устойчивое значение и выполняют определенные художественные функции.
По утверждению В.С.Турчина, в искусстве в целом «окна постоянно выступают в качестве символа человеческого бытия, ритма, жизни, самочувствия личности, наполняются метафорическим смыслом».1 К «теме окна» обращались многие западноевропейские писатели и художники эпохи романтизма.
(Новалис, К.Г.
Ларус, Ю.
Ольдах, К.Д.
Фридрих).
Особой содержательной глубиной наполняется символический образ окна в романтической поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, А.К.
Толстого.
И в повестях Жадовской «окно», разделяющее «дом» и «сад», в которое врывается ветер, выступает как зримое выражение конфликта между суетным и вечным, между бытом и идеальным, которое понимается как прорыв к природе, как возможность гармонии между духовным миром чел опека и миром природным.
«Окно» в «Отрывках из дневника молодой женщины», как и в стихах Пушкина, Лермонтова, посвященных теме «узничества», является, с одной стороны, своеобразным барьером, замыкающим пространство комнаты, с другой, является единственной возможностью прорыва вдаль, к свободе.
Эта двойная функция образа окна является выражением романтического мироощущения.
Но нс столько вид из окна и его функция «барьера» являются определяющими в романтическом повествовании, сколько внутреннее состояние человека у окна.
Его можно охарактеризовать как томление по идеалу, как желание совершенст' Турчин В.С.
Окно: форма, пространство, образ \\ Декоративное искусство.
1972.Л?8.
С.40.


[стр.,60]

ва и счастья.
Как справедливо заметила Н.А.
Корзина, введение
образа окна в произведение раскрывает смысл романтической формулы: «еще здесь, а не там», «оно указывает одновременно на цель стремления и на невозможность ее достижения».1 Именно в таком значении используется образ окна в повести Жадовской «Отрывки из дневника молодой женщины»: оно воплощает^ одной стороны, устремленность героини к внутренней свободе, а, с другой, ощущение ею ограниченности собственных возможностей.
Подобная двойственность функции окна в прозе Жадовской является развитием мотива окна, намеченною еще в поэзии, лирическая героиня которой также часто изображается у окна, любуясь природой, размышляя о жизни и мечтая о счастье: Когда я у окна задумчиво сижу И взором облако вечернее слежу, Иль ветром сломленную ветку, Иль сквозь дерев причудливую сетку, 60 И думаю о том, Что вечер тих и ясен.
Что божий мир порой и чуден;и прекрасен, Что в жизни счастье есть, и вижу сладкий сон........
«Вечерние думы»2 Сюжетные ситуации ранних повестей Жадовской «прикреплены» к определенным типам пространства.
Духовная жизнь героев (объяснения в чувствах, мечты о любви и о будущем) изображается на фоне сада или открытого окна.
Так, Жозеф, влюбленный в кузину, в своих записках пишет: «Сейчас из сада...
Хорошо}что этот сад у нас...
Кузина так любит зелень и шум деревьев.
Она вчера говорила Ивану Ивановичу.
В этом шуме я слышу что-то невыразимо от1 Н.А.
Корзина ««Тема окна» в произведениях немецкого романтизма» //Проблемы романтизма., Тверь.
1990.
С.54 2 Цит.
по: Жадовская Ю.В.
Избранные стихотворения.
Ярославль, 1958.
С.71.

[Back]