Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 60]

Подобная двойственность функции окна наблюдается и в лирике Жадовской.
В стихотворении «Вечерние думы» лирическая героиня, любуясь природой, размышляет о жизни и мечтает о счастье: Когда я у окна задумчиво сижу И взором облако вечернее слежу.
Иль ветром сломленную ветку.
Иль сквозь дерев причудливую сетку,
И думаю о том, Что вечер тих и ясен, Что божий мир порой и чудей, и прекрасен, Что в жизни счастье есть, и вижу сладкий сон...[45] Такой же образ окна мы встречаем и в повести «Ни тьма, ни свет»: «Розовый блеск осеннего заката обливает всю комнату, и ветер бросает время от времени в открытое окно на мой письменный стол поблекшие листья» (с.284), и в повести «Отрывки из дневника молодой женщины»: «Я велела придвинуть к растворенному окну кресло, чтоб насладиться вечерним воздухом и прощальными лучами заходящего солнца» (с.256).
Таким образом, сюжетные ситуации ранних повестей Жадовской «прикреплены» к определенным типам пространства.
Духовная жизнь героев
раскрывается на фоне окна, дома, сада.
Так, Жозеф, влюбленный в кузину, в своих записках пишет: «Сейчас из сада...Хорошо,
что этот сад у нас...Кузина так любит зелень и шум деревьев.
Она вчера говорила Ивану Ивановичу.
В этом шуме я слышу что-то невыразимо
отрадное...Мне кажется, что это язык другого мира <...> У нее навернулись слезы.
Я не мог видеть ее слез...Убежал в самый тенистый угол сада и плакал...»(с.220).

Такой же прием используется в изображении чувства Феди Миронова («Неумышленное зло»): «Ах, если б все видели, что со мной делается, когда вы играете на фортепиано, в саду, в большой беседке! Вы не знаете, что я стою у забора и замираю от тоски...» (с.233).
61
[стр. 60]

ва и счастья.
Как справедливо заметила Н.А.
Корзина, введение образа окна в произведение раскрывает смысл романтической формулы: «еще здесь, а не там», «оно указывает одновременно на цель стремления и на невозможность ее достижения».1 Именно в таком значении используется образ окна в повести Жадовской «Отрывки из дневника молодой женщины»: оно воплощает^ одной стороны, устремленность героини к внутренней свободе, а, с другой, ощущение ею ограниченности собственных возможностей.
Подобная двойственность функции окна в прозе Жадовской является развитием мотива окна, намеченною еще в поэзии, лирическая героиня которой также часто изображается у окна, любуясь природой, размышляя о жизни и мечтая о счастье: Когда я у окна задумчиво сижу И взором облако вечернее слежу, Иль ветром сломленную ветку, Иль сквозь дерев причудливую сетку, 60 И думаю о том, Что вечер тих и ясен.
Что божий мир порой и
чуден;и прекрасен, Что в жизни счастье есть, и вижу сладкий сон........
«Вечерние думы»2 Сюжетные ситуации ранних повестей Жадовской «прикреплены» к определенным типам пространства.
Духовная жизнь героев
(объяснения в чувствах, мечты о любви и о будущем) изображается на фоне сада или открытого окна.
Так, Жозеф, влюбленный в кузину, в своих записках пишет: «Сейчас из сада...

Хорошо}что этот сад у нас...
Кузина так любит зелень и шум деревьев.
Она вчера говорила Ивану Ивановичу.
В этом шуме я слышу что-то невыразимо
от1 Н.А.
Корзина ««Тема окна» в произведениях немецкого романтизма» //Проблемы романтизма., Тверь.
1990.
С.54 2 Цит.
по: Жадовская Ю.В.
Избранные стихотворения.
Ярославль, 1958.
С.71.


[стр.,61]

радное...
Мне кажется, что это язык другого мира...
У нее навернулись слезы.
Я не мог видеть ее слез...
Убежал в самый тенистый угол сада и плакал...» (с.220).

Аналогичный прием используется в изображении чувства влюбленности Феди Миронова («Неумышленное зло»): «Ах, если б все видели, что со мной делается, когда вы играете на фортепиано, в саду, в большой беседке! Вы не знаете, что я стою у забора и замираю от тоски...» (с.233).
Таким образом, особенность характера главных героев Жадовской, как и других писателсй-романтиков, проявляется в пространственной организации произведения, где определяющим становится понятие границы, свойственное тем типам восприятия, которые выработали свой определенный язык и отделяют пространство как определенный континуум от конкретного его заполнения.1 Эта оппозиция «дом» «сад» последовательно сохраняется в повестях писательницы 1840-х годов и выполняет важные эстетические функции.
Можно говорить о «языке» пространства, которое, помимо композиционной выполняет характерологическую функцию.
В ограниченном пространстве «доме» в повестях Жадовской комфортно чувствуют себя только ограниченные люди, которым чужды порывы души и «жизнь сердца».
И;напротив, духовно богатые герои постоянно стремятся ощутить свою близость к природе, как бы раздвигая замкнутое пространство комнаты-«дома».
(«Розовый блеск осеннего заката обливает всю комнату, и ветер бросает время от времени в открытое окно на мой письменный стол поблекшие листья»
(«Ни тьма, ни свет»,с.
284).
«Я велела придвинуть к растворенному окну кресло, чтоб насладиться вечерним воздухом и прощальными лучами заходящего солнца»
(«Отрывки из дневника молодой женщины», С.256).
К глубокому пониманию мира идеального, находящегося в конфликте с обыденностью, способны только неординарные герои повестей Жадовской.
Они порываются в прекрасное далеко, стоя у открытого окна, постигая силу 1 Лотман Ю.М.
Художественное пространство в прозе Гоголя.// Лотман Ю.М.
Пушкин.
Лермонтов.
Гоголь.
М., 1998.
С.254.
61

[Back]