Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 62]

Обращение человека к Богу, природе помогает понять состояние душевного порыва человека.
В пейзажных зарисовках Жадовская также продолжает традиции романтизма.
Природа воспринималась романтиками как стихия, «дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения»
[46].
Пейзаж помогал романтикам «выразить» новое ощущение времени, как бы подчиненного воле
субъектного выражения».
В их изображении природа всегда представала как живая, трепещущая чувствами, рождающая отзвук в душе человека и «соотнесенная с состоянием воспринимающего ее героя»
[47].
Рассматривая функции пейзажа в произведениях романтиков, В.Ю.
Троицкий выделяет
пять типов пейзажей: • Пейзаж-настроение • Пейзаж-мираж • Пейзаж-твердыня • Пейзаж-развалины • Пейзаж-стихия.
По мнению ученого, каждый из этих типов обращен к какой-то определенной сфере жизни героя.
В прозе Жадовской преобладает первый тип пейзаж-настроение, основной функцией которого является отражение изменчивости и непостоянства духовной жизни героев.
«Пейзаж-настроение вполне соответствовал художественной палитре романтиков; картины природы были предназначены для создания колоритной обстановки,
в которой, словно эхом, отзывались необычные страсти героев и их почти галлюцинирующая мечтательность» [48].
Ю.В.
Жадовская в письме 1848 года Ю.Н.
Бартеневу так писала о своем восприятии природы как единого целого с человеком: «Человек весь в природе, и вся природа в человеке.
Любовь к ней не фантазия, не поэтическая мечта, но следствие глубокого, тайного сочувствия и сходства....
В природе мы волей
[стр. 62]

своего духа и одновременно ограниченность своих физических возможностей.
Бездуховные герои не ведают такого томления.
Таким образом, близость героев к природе становится критерием духовно-нравственной состоятельности личности, выявляя романтический конфликт ранних повестей писательницы.
В пейзажных зарисовках Жадовская также продолжает традиции романтизма.
Природа воспринималась романтиками как стихия, «дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения».1
Пейзаж помогал романтикам выразить «новое ощущение времени, как бы подчиненного воле субъективного выражения».
В их изображении природа всегда представала как живая, трепещущая чувствами, рождающая отзвук в душе человека и «соотнесенная с состоянием воспринимающего ее героя».*
2 Писатели романтики создали тип пейзажа, отражающий состояние героя и в то же время глубоко проникнутый авторским волнением.
Рассматривая функции пейзажа в произведениях романтиков, В.
Ю.
Троицкий выделяет
5 типов пейзажей: • пейзаж-настроение • пейзаж-мираж • пейзаж-твердыня • пейзаж-развалины • пейзаж-стихия Каждый из этих типов обращен к какой-то сфере жизни, заново открытой или переосмысленной романтиками.3 В прозе Ю.
Жадовской преобладает пейзаж-настроение, основной функцией которого является отражение изменчивости и непостоянства духовной жизни героев.
«Пейзаж-настроение вполне соответствовал художественной палитре романтиков; картины природы были предназначены для создания колоритной об:
Белинский В.Г.
«...Соч.
А.С.
Пушкина» с.180 2 Троицкий В.Ю.
Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов Х\Х века.
М., 1985.С.161.
3'Гам же.
С.
162.
62

[Back]