Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 63]

или неволей силою непобедимого эгоизма любим себя, свои прошедшие горести или радости, надежды или воспоминания» [49].
О том, какое место занимает природа в творчестве Ю.В.
Жадовской, Н.
А.
Добролюбов очень точно заметил: «Особенность и сила субъективного таланта госпожи Жадовской состоит именно в том, что она не подчиняется безусловно внешним впечатлениям природы, а умеет перерабатывать их согласно с своим внутренним настроением» [50].
В этом и заключается специфика образа природы в творчестве Ю.В.
Жадовской.
Пейзаж-настроение в ее ранних повестях это, прежде всего, психологизированный пейзаж, распространенный в романтической прозе и поэзии.
Человек всегда выступает в неразрывном единстве с природой.
Жадовская не просто описывает природу, а пытается как можно полнее и достовернее передать чувства и переживания героев.
Психологический параллелизм природы и чувств героини проявлен в повести «Неумышленное зло»: «Вчера грустно шла по кладбищу.
Солнце роскошно обливало своими лучами и чудно играло между зеленью березок, которые дружно окружали одну могилку, покрывая
ее ...
тенью.
Эта куча молодых деревцов казалась отрадным оазисом на широком кладбище»
(сЛ 62).
Пейзаж в повестях Жадовской содержит глубокий психологический подтекст.
Он приобретает «многослойность», не только вводя в обстановку действия, но и участвуя в создании определенного эмоционального тона повествования, а главное становится важным средством психологической характеристики.
Так, в повести «Непринятая жертва» посредством психологических параллелей раскрывается эмоциональное душевное состояние, движение чувств героини от восторженного ожидания счастья до взаимной любви.
Тревожное настроение Лиды перед любовным
свиданием с Эровым усиливается пейзажной зарисовкой: «Вечер был теплый, но мрачный; тихо, усыпительно шумели
[стр. 63]

становки, в которой, словно эхом, отзывались необычные страсти героев и их почти галлюцинирующая мечтательность».1 В ранних повестях Ю.
Жадовской пейзаж является действенным средством передачи лирического авторского мировосприятия, поэтического ощущения родной природы.
В описаниях всегда ощущаются задушевные авторские интонации.
«Вера грустно шла по кладбищу.
Солнце роскошно обливало своими лучами и чудно играло между зеленью березок, которые дружно окружали одну могилку, покрывая
се ...
тенью.
Эта куча молодых деревцов казалась отрадным оазисом на широком кладбище» (
«Неумышленное зло» с.
162 ).
Неразрывно связанный с внутренним миром героев, пейзаж в повестях Жадовской содержит глубокий психологический подтекст.
Он приобретает «многослойность», не только вводя в обстановку действия, но и участвуя в создании определенного эмоционального тона повествования, а главное становится важным средством психологической характеристики.
Так, в повести «Непринятая жертва» посредством психологических параллелей раскрывается эмоциональное душевное состояние, движение чувств героини от восторженного ожидания счастья до взаимной любви.
Тревожное настроение Лиды перед любовным
объяснением с Эровым усиливается пейзажной зарисовкой: ««Вечер был теплый, но мрачный; тихо, усыпительно шумели деревья, и яркой звездой светился сквозь сетку листьев огонск из ближнего трактира»».
Состояние души ее, радость взаимной симпатии с любимым подчеркивается лирической тональностью ог(ис^ния уже иного образа сада: «Обстановка этой истинно-поэтической сцены была прекрасна: темный сад, мелькающие огоньки, аромат вечерних цветов и несколько звезд, пробившихся из за облаков, все это было полно прелести и гармонии».
Состояние одухотворенности и душевной гармонии героев передается здесь через природные образы.
Глубокое чувство природы в изображении Жадовской оказывается мерой искренности и истинности человека.
1 Там же с.
162 63

[Back]