Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 65]

мени года.
При этом часто используются образы-символы: цветы, небо, звезды, лу//я и т.д.
Жозеф, герой повести «Простой случай», прощаясь с могилкой кузины,
просит «садовника насадить цветов на ней», потому что «она так любила цветы».
Или Катя, героиня повести «Ни тьма, ни свет», в своем письме к подруге сравнивает трагедию личной судьбы с безжалостной гибелью георгинов, замерзших в саду за одну ночь: «Вот и он (муж) так: пожалел, не воспользовался расцветом моего сердца, а теперь мороз побил его...Бедные мои георгины! Прощай, друг мой!» (с.284).
Образ цветов в повестях Жадовской подчас является связующим звеном между кульминацией и развязкой действия.
Например, в повести «Ни тьма, ни свет» Катерина Павловна в разговоре с бывшим возлюбленным признается в своей страсти к цветам, а позднее, когда ей приносят букет цветов,-восклицает: «Это он прислал! Я знаю, чувствую, что он! Спасибо ему, спасибо за эти цветы, для моего сердца незабвенные, ненаглядные! Он еще любит меня! Любит!..», (с.
290).
В финале же повести в качестве приписки мы читаем: «Сейчас Даша объявила мне, что видела человека, принесшего цветы, и допросилась у него, от кого они присланы: цветы были от Павлова...
Еще очарованием меньше, еще пошлостью больше...
Какая тоска! Хоть умереть...» (с.
291).
В данном случае мы видим, что цветы, как символ любви и разочарования, обрамляют повествование всей повести.
Олицетворением чувств Иды в повести «Переписка» служат «цветы», красота которых противопоставлена душевному «омуту» героя («...со всех сторон брызгают грязью на мою святыню....
И нет выхода из этого омута!», с.332), а образ белой розы является символом любви Жозефа к своей кузине Мине: «Вчера вечером, гуляя по саду, я рассматривал по дорожкам следы ее ножек, и нашел белую розу, которая была приколота к ее волосам.
Что бы,
[стр. 64]

64 Таким образом, помимо самостоятельной функции, пейзаж в ранних повестях Жадовской является одним из способов создания художественного образа.
Параллелизм состояния героя и природы раскрывается и с помощью метафор, основанных на природной символике.
«Природным символом героини» во всех повестях Жадовской 1840-х годов являются цветы, быстротечность цветения и неизбежность увядания которых олицетворяет счастье и любовь: «Вчера, гуляя утром в саду, я видела, как садовник выкапывал розовый куст, чтоб пересадить его на другое место.
Бедное растение безжалостно отрывали от родной почвы, но оно было свежо и зелено, как будто ничего не чувствовало; только потрясаемое рукой садовника роняло светлые капли небесной росы со своих листьев...
Чудно! Мне стало жаль его, как будто между нами была тайная, невидимая связь...
Пересаженный куст погиб...
я оросила слезами его иссохшие листья, и будто тайный голос говорил мне, что в нем я оплакивала себя» («Отрывки из дневника молодой женщины» сЛ58 ).
И Жозеф, герой повести «Простой случай», прощаясь с могилкой кузины, «просил садовника насадить цветов на ней», потому что «она так любила цветы».
Катя, героиня повести «Ни тьма, ни свет», в своем письме к подруге
также сравнивает трагедию личной судьбы с безжалостной гибелью георгинов, замерших в саду за одну ночь: «Вот и он (муж) так: пожалел, не воспользовался расцветом моего сердца, а теперь мороз побил его...
Бедные мои георгины! Прощай друг мой!» (с.284).

Ида в «Переписке» также соотносит свою потенциальную любовную трагедию с символическим образом преждевременно увядшей розы: «На днях мне принесли горшок роз.
Пышно начали они развертываться на солнце, все были свежи и прекрасны, как вдруг одна из них при самом расцвете, бог знает от чего, побледнела, завяла и спала со стебля.
Силы жизненной, что ли, у нее недостало или от другой какой причины не умею разгадать! Боюсь только, и со мной нс сделалось бы то же» (С.324).
В этой повести писательница, используя пейзажные образы-символы, подчеркивает контраст между чувствами мужчины и женщины.
Олицетворением «жизни сердца» героини служат «цветы»,

[Back]