женщины. Ее главная героиня вместе с нарастанием мотивов безнадежности, отчаяния, тоски, одиночества стремится «утешить» себя в природе. Конфликт между «земным», свойственным мужчине, и «небесным», присущим женщине, можно наблюдать в повести «Неумышленное зло». Судьбу Феди Миронова, который безответно влюблен в «роковую» женщину, Жадовская сравнивает с «ночной бабочкой, обольщенной светом лампы», которая упала с «опаленными крылышками». Используемые Жадовской образы-символы наиболее точно отражают душевное состояние героев, располагают к высоким размышлениям, позволяют отгородиться от суеты человеческого бытия, остаться наедине с Вселенной. Природа служит для Ю.В. Жадовской, как и для А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева своеобразным способом проверки умонастроений и эмоциональных возможностей героев, которые являются показате-лем их духовности. В ранних повестях Жадовской можно встретить звучание песни и музы-. ки> которые также придают определенную тональность и лиризм всему повествованию. В повести «Ни тьма, ни свет» героиня просит няню рассказать сказкуили спеть песню: « Спой, няня!/ И она запела, усевшись на скамеечке, у дивана: Ходит сон по сеням, Дрема по углам... И понеслась передо мной, пестрой вереницей, светлые образы и легкие сны моего детства... и уснула я, убаюканная ими и глупой песней старухи...» (с.286-287). В повести «Неумышленное зло» Федя пишет о своем состоянии, которое на него оказывает музыка: «Ах, если б вы видели, что со мной делается, когда вы играете на фортепиано, в саду, в большой беседке! Вы не знаете, что я стою у забора и замираю от тоски. Рвется душа! Сам не ведаю, чего желаю. Летел бы куда-нибудь!., как мне хочется запеть какую-нибудь чудную песню, выпить все мое горе!..» (с.233). Отношение к музыке, природе, способ |
радное... Мне кажется, что это язык другого мира... У нее навернулись слезы. Я не мог видеть ее слез... Убежал в самый тенистый угол сада и плакал...» (с.220). Аналогичный прием используется в изображении чувства влюбленности Феди Миронова («Неумышленное зло»): «Ах, если б все видели, что со мной делается, когда вы играете на фортепиано, в саду, в большой беседке! Вы не знаете, что я стою у забора и замираю от тоски...» (с.233). Таким образом, особенность характера главных героев Жадовской, как и других писателсй-романтиков, проявляется в пространственной организации произведения, где определяющим становится понятие границы, свойственное тем типам восприятия, которые выработали свой определенный язык и отделяют пространство как определенный континуум от конкретного его заполнения.1 Эта оппозиция «дом» «сад» последовательно сохраняется в повестях писательницы 1840-х годов и выполняет важные эстетические функции. Можно говорить о «языке» пространства, которое, помимо композиционной выполняет характерологическую функцию. В ограниченном пространстве «доме» в повестях Жадовской комфортно чувствуют себя только ограниченные люди, которым чужды порывы души и «жизнь сердца». И;напротив, духовно богатые герои постоянно стремятся ощутить свою близость к природе, как бы раздвигая замкнутое пространство комнаты-«дома». («Розовый блеск осеннего заката обливает всю комнату, и ветер бросает время от времени в открытое окно на мой письменный стол поблекшие листья» («Ни тьма, ни свет»,с. 284). «Я велела придвинуть к растворенному окну кресло, чтоб насладиться вечерним воздухом и прощальными лучами заходящего солнца» («Отрывки из дневника молодой женщины», С.256). К глубокому пониманию мира идеального, находящегося в конфликте с обыденностью, способны только неординарные герои повестей Жадовской. Они порываются в прекрасное далеко, стоя у открытого окна, постигая силу 1 Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя.// Лотман Ю.М. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1998. С.254. 61 красота которых противопоставлена душевному «омуту» героя («... со всех сторон брызгают грязью на мою святыню... И нет выхода из этого омута!», с.332). Этот романтический мотив создает определенный подтекст повести и, углубляя ее содержание, подчеркивает романтический конфликт между «земным», свойственным Ивану Петровичу, и «небесным», которое присуще Иде. В повести «Неумышленное зло» судьбу Феди Миронова, безответно влюбленного в «роковую» женщину, Ю. Жадовская сравнивает с «ночной бабочкой; обольщенной светом лампы», которая упала с «опаленными крылышками». Внутренняя наполненность жизни героев, их стремление к душевной гармонии подчеркивается во всех ее ранних произведениях или близостью к природе, или образами-символами, которые также являются элементами природного мира. Природа служит для Жадовской, как и для Пушкина, Лермонтова, Тургенева, своеобразным способом проверки умонастроений и эмоциональных возможностей героев, которые являются показателем их духовности. Таким образом, пейзаж, «природные образы» позволяют Жадовской не только раскрыть внутренний мир ее героинь, мотивировать их поступки, но и усиливают романтический контраст . с пошлой окружающей средой. Тонкое восприятие красоты природы поднимает идеальных героинь ранних повестей над обыденностью, что сближает их типологически с романтическими героями других Циг.^гелей. Углубленный интерес Жадовской к духовно-эмоциональному состоянию своих персонажей не исключает в то же время и подчеркнутого внимания к деталям, к подробностям культурной и бытовой жизни. Проблема воссоздания бытового фона, реалий жизни, окружающей героев, имела в предшествующей Жадовской литературе устоявшиеся традиции. Так, в сентиментальных повестях Н. Карамзина вещественнопредметный мир лишь оттенял сферу интимно-душевных переживаний персонажа, а в нравоопи65 |