ность понимать и слышать их звуки является важным нравственным критерием оценки души человека. Таким образом, пейзаж, «природные образы» позволяют Ю.В. Жадовской не только раскрыть внутренний мир ее героев, мотивировать их поступки, но и усиливают романтический контраст с окружающей действительностью, средой, в которой они находятся. Пейзажные описания составляют органическую часть предметного мира произведений Жадовской и отличаются содержательной емкостью и многофункциональностью. В ранних повестях явственно ощущается тяготение к культурному быту, и в этом отношении писательница несколько отходит от романтических традиций. Рисуя быт дворянской усадьбы, она смело вводит конкретные детали и подробности. «Вещный» мир в ее творчестве приобретает совершенно особую значимость. С одной стороны, бытовые подробности используются для создания фона, с другой стороны для создания контраста между возвышенными (идеальными) героями и окружающей их действительностью. В повести «Переписка» Жадовская, описывая бытовой фон, использует и прием контраста, который помогает раскрыть истинные ценности Ивана Петровича. Сразу же после возвышенных писем к Иде автор изображает семью невесты Ивана Петровича: «Маменька была занята чем-то по хозяйству, папенька был у должности. Должность свою он любит не меньше жены и дочери, да нельзя не любить ему должности: она его мать и кормилица; по ее милости у его Прасковьи Семеновны и прекрасный салон, и около трех дюжин чепцов, и платьев, и капотов несчетное множество; благодаря ей же и Наденька его одета, как куколка, и воспитана не хуже кого другого: и по-французски знает, и на фортепьяно играет» (с. 33$). Эта картина обыденной жизни, сменяющая мир романтических грез героев, проникнута иронией и развенчивает образ Ивана Петровича, который оказался «слугой» обыденности. Автор показывает, что герой и сам живет по законам обыденной жизни, которая противоречит «жизни сердца». |
Сразу после возвышенных писем к Иде писательница, используя объективное повествование, изображает избранницу героя Надину и ее семью: «Маменька была занята чем-то по хозяйству, папенька был у должности. Должность свою он любит не меньше жены и дочери, да нельзя не любить ему должности: она его мать и кормилица; по ее милости у его Прасковьи Семеновны и прекрасный салоп, и около трех дюжин чепцов, и платьев, и капотов несчетное множество; благодаря ей же и Наденька его одета, как куколка, и воспитана не хуже кого другого: и по-французски знает, и на фортепьяно играет» (с.335). Эта картина обыденной жизни, сменяющая мир романтических грез героев, проникнута иронией и развенчивает образ Ивана Петровича, который оказался «слугой» обыденности. Автор показывает, что герой и сам живет по законам обыденной жизни, которая противоречит «жизни сердца». Мина («Отрывки из дневника молодой женщины») в своем дневнике отмечает собственную «непохожесть» на окружающих женщин своим равнодушием к вещам, обыденности: «Не могу надивиться искусству, с которым рассказывают здешние дамы о самых ничтожных случаях ежедневной, бесцветной жизни и наслаждению, с которым разговаривают по целым часам о том, как лучше сделать платье буфами или оборками? ... Они никогда не поймут, что можно, забыв, какого фасона платье, находить отраду под ясным небом, в тени деревьев, в благоухании и красоте цветов» (с.245). Именно это «непонимание» обыденной жизни и стремление к природному, возвышенному существованию отличает главных героинь всех повестей Ю. Жадовской. Таким образом, пространственно-временная организация повестей Жадовской выявляет характерные признаки романтической поэтики: фрагментарность субъект ного повествования и неполноту художественных образов, контраст пространственных образов «дома» и «сада»; использование мотивов «ветра», «окна», особую роль пейзажей и предметного мира. Все это творит о доминирование романтического мировосприятия, но введение объективного описания^ раскрывающего влияние среды на героев («Переписка», «Непринятая 68 |