романтических тенденций в творчестве Жадовской в 1850-ые годы, но уже наметился этап выдвижения на передний план реалистических принципов. Рисуя взаимоотношения главной героини с окружающим ее миром, Жадовская пытается создать в повести новый пит женского характера: женщину, способную прийти к гармоничным отношениям с обществом и, прежде всего, с мужчиной. В структуре повествования можно выделить основные тенденции, характерные для реализма: доминирование объективного повествования, новая проблематика и система образов. Центральная проблема повести «Сила прошедшего» формирование характера, нравственное самосовершенствование героини. Сюжет романтической несостоявшейся любви, который лежал в основе ранних повестей Жадовской и разрешался трагически, теперь повторяется в экспозиции повести, но такой вариант судьбы отвергается героиней. Юлия не только нашла силы достойно перенести расставание с любимым человеком, но и сумела воспитать характер, независимость от предрассудков, по-новому выстроить отношения с окружающими и завоевать любовь и уважение мужчин. Изображая борьбу Юлии с самой собой за себя, за сохранение и развитие внутренней независимости, Жадовская строит повествование, подчиняя все художественные средства этой цели. Для раскрытия характера и динамики внутренней борьбы героини автор использует различные способы организации повествования. Первое знакомство читателя с главной героиней происходит в сцене, выстроенной диалогически. Драматическое раскрытие личности Юлии сочетается со статическим описанием ее внешности. Через авторский комментарий в него вводится также описание интерьера и характеристика эмоционального состояния героини. («Смешная ты, Катя! Что же прикажешь делать? Мне кажется, вся жизнь моя скоро обратится в один длинный, скучный зевок. Опять валяется на диване! сказала Катя, входя в другую комнату, небольшую, просто, но чисто меблированную. Голубые занавесы разливали по ней бледный, фантастический свет, |
83 Несмотря на наличие определенных закономерностей и принципов, в творчестве каждого писателя отразился индивидуальный подход к определению жанровой природы и традиций того или иного метода. Жанровая эволюция в творчестве Жадовской движение от романтической повести через реалистическую повесть к реалистическому роману-воплощается, прежде всего, в тяготении к объективности изложения, в системе образов. Большинство исследователей русского реалистического романа вслед за Белинским ведущей стилевой чертой жанра считают «объективное изображение», допускающее лишь «скрытое» авторское присутствие1. Следствием этого становится совершенно особое изображение человека в аспекте его личностных качеств, которые рассматриваются в непосредственной связи со средой2. Испытывая влияние романа, повесть приобретает черты «экспериментального, поискового, подвижного» жанра, в котором актуализируются новые проблемы3 * 5. Она часто становится этапом на пути писателей к созданию крупных реалистических полотен. Проза Жадовской не является в этом отношении исключением. Осознавая необходимость создания нового женского характера, иных взаимоотношений героини с окружающим миром, Жадовская пытается в повести «Сила прошедшего» создать новый тип характера героини, способной прийти к гармоничным отношениям с обществом и, прежде всего, с мужчиной. В структуре повествования выявляются основные тенденции, характеризующие реалистический тип творчества, что позволяет рассматривать повесть «Сила прошедшего» как переходный этап в творчестве Жадовской. Ярким свидетельством стремления к реалистическим принципам изображения становится доминирование объективного повествования, новая проблематика и система образов. 1 См. об этом: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчест ва. М., 1989.; Кожинов В.В.. Роман эпос нового времени. // Теория литературы в 3-х т. М., 62, 64,65. Т.2. С.97-172; Одинокое В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. Новосибирск. 1971; Кедрова М.М. Русская классика и проблема врсприятия. Калинин, 1986. г См.: Эс^Диск А.Я. Типология романа. М., 1991; ГинзбургЛ.Я. о психологической прозе. Л., 1977. 5 Русская повесть XIX века. Л., 1973. С.342. 84 Центральная проблема повести «Сила прошедшего» формирование характера, нравственное самосовершенствование героини. Сюжет романтической несостоявшейся любви, который лежал в основе ранних повестей и разрешался трагически, теперь повторяется в экспозиции повести, но такой вариант судьбы отвергается героиней. Вероятно, создавая сильный характер и счастливую судьбу героини, писательница пытается компенсировать в какой-то степени личные неудачи. Обладая миролюбивым характером и беспрекословно перенося тяготы жизни, она уже стремится в творчестве нс просто «высказать» свои чувства, но и создать вымышленный мир, который близок к реальному, но не жесток. Компенсаторную функцию литературного творчества исследователи выявляют в творческой биографии многих известных писателей. Так, например, Шатобриан, который «мог сойти за баловня судьбы», с откровенностью признавался в своем дневнике: «В творчестве я щедро наделял себя всем, чего мне недоставало в жизни.»1 Так и героиня Жадовской Юлия не только нашла силы достойно перенести расставание с любимым человеком, но и сумела воспитать характер, независимость от предрассудков, по-новому выстроить отношения с окружающими и завоевать любовь и уважение мужчин. Изображая борьбу Юлии с самой собой за себя, за сохранение и развитие внутренней независимости, Жадовская строит повествование, подчиняя все художественные средства этой цели. Для раскрытия характера и динамики внутренней борьбы героини автор использует различные способы организации повествования. Первое знакомство читателя с главной героиней происходит в сцене, выстроенной диалогически. Драматическое раскрытие личности Юлии сочетается со статическим описанием ее внешности. Через авторский комментарий в него вводится также описание интерьера и характеристика эмоционального состояния героини. (« Смешная ты, Катя! Что же прикажешь делать? Мне кажется, вся жизнь моя скоро обратится в один длинный, скучный зевок. Опять валяется на диване! сказала Катя, входя в другую комнату, небольшую, просто, но 1 Цит. по : Парандовскнй Ян. Алхимия слова. М., 1990. С.39. |