Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 81]

чувство было для меня слишком тяжело...
Теперь оно прошло, я желаю вам добра...Я никогда не лгала перед вами, оттого вы и разлюбили меня...
сказала она, задушая волнение...
Я сказала правду, Платон; не спрашивай меня больше...Мне тяжело...Голос ее задрожал, она не могла скрыть слез, выступивших на глаза» (с.370).
Данная сцена рисуется как бы с двух сторон: с одной стороны, показывается состояние главной героини, борьба между прошлым и настоящим, чувством и разумом, с другой стороны, признание Платона в любви возвращает нас к началу повести несостоявшейся свадьбе между ними.
«Послушайте, продолжал он, только теперь, только в эту минуту, я понял, что люблю..., т.е.
любил вас истинно, потому что ваше влияние надо мной пережило влияние многого и многих.
Я потерял вас навсегда; чувствую это и скорблю; но обвинять мне в этом некого...»(с.З71).
Несмотря на чувствительность и эмоциональность,
Юлия способна объективно оценивать окружающих людей, понимать их характеры и объяснять их поступки, управлять своими чувствами.
(«Обманутая, неразгаданная
Юля страдала.
Оскорбление, не задушенная еще рассудком любовь,
угнетали ее, но пуще всего мучило ее то, что он явился ей в другом свете.
Она вдруг поняла его, и горько ей стало за человека, за свою душу, за свою любовь.
В первые минуты она готова была возненавидеть его, но этот порыв вскоре уничтожился ее добротой и нежностью», с.327;
или «Но едва она заметила в конце аллеи пыльного цвета сюртук Симонского, эта грусть исчезла вместе с легкой тенью, мелькнувшею у ней между бровей.
Когда он подошел к ней, лицо ее снова стало беспечно и весело», с.368).
Поток внутренней жизненной силы Ю.В.
Жадовская воссоздает как непрерывный процесс, хотя для второстепенных героев она сохраняет свой прежний способ последовательной смены психологических ситуаций и состояний: отдельные кадры, сдвинутые относительно друг друга и тем самым возбуждающие иллюзию движения души.
[стр. 86]

86 равливагься к людским понятиям, преобладало также чувство особенной, врожденной доброты к людям, по которому она легко извиняла другим слабости, которых не прощала себе», С.326).
Несмотря на чувствительность и эмоциональность,
героиня «Силы прошедшего», в отличие от героев ранних романтических повестей, способна объективно оценивать окружающих людей, понимать их характеры и объяснять их поступки, управлять своими чувствами.
(«Обманутая, неразгаданная
Юлия страдала.
Оскорбление, не задушенная еще рассудком любовь,
гнели ее, но пуще всего мучило ее то, что он явился ей в другом свете.
Она вдруг поняла его, и горько ей стало за человека, за свою душу, за свою любовь.
В первые минуты она готова была возненавидеть его, но этот порыв вскоре уничтожился ее добротой и нежностью», С.327).

В авторское повествование включается прямая речь героини, благодаря чему обобщенная психологическая характеристика ее углубляется элементами внутреннего монолога, выражением подлинного голоса персонажа.
(« Бог с ним, говорила она, насильно не дашь чувства; может быть, он и сам не рад, что оно улетело.
Умирай, сердце! Я проживу и без тебя; у меня есть мысль, есть сила жить», С.327).
Аналогичное сочетание объективного авторского повествования и «внутренней речи» героев подчеркивается исследователями и в романах Тургенева.
С.Е.
Шагалов, в частности, отмечает: «Тургенев превратил непрямые формы воспроизведения голосов разнообразных своих героев в очень гибкое и эффективное средство психологического анализа.
Самые различные оттенки чувств, едва уловимых настроений или мыслей, только зарождающихся в противоречии разнородных ощущений, воссоздавал в том самораскрытии героев в авторском повествовании, которое в отличие от распрямленных внутренних монологов Гончарова и Л.
Толстого напоминает скорее сложную вязь, тончайшее сплетение разнообразных прямых и непрямых форм внутренней речи героя»1.
Сочетание различных типов повествования, выделе1 Шаталов С.Е.
Художественный мир И.С.
Тургенева.
М., 1969.
С.
55.

[Back]