Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 91]

* м * к\ Как правило, образ свечи ассоциируется с настроением окружающих в доме (зажженная или незажженная свеча).
После побега Кати из дома «Юлия отдала приказание и села задумчиво у окна.
В комнате было почти темно; свечей не подавали» (с.344).
Образ же зажженной свечи связан с мотивом тепла и уюта, царящей в доме Анны Петровны.
(«Подали свечи.
Анна Петровна довязывала чулок; Юлия, положив свою работу, полулежа на диване, дремала.
Катя обшивала кружевом носовой платок», с.328).
Эти теплота и уют создаются, прежде всего, тетушкой Юлии.
Образ Анны Петровны, на «доброй натуре» и гостеприимстве которой акцентируется внимание читателя, вступает в оппозицию с традиционным изображением тетушек как воплощения нравственно-этического консерватизма, домостроевских норм.

Часто тема тетушки-воспитательницы в «женской» прозе
начала XIX века соотнесена с мотивом сиротства героини (Е.
Ган «Суд света», Н.
Дурова «Кавалерист девица», М.
Жукова «Ошибка», «Эпизод из жизни деревенской дамы», «Дача на Петергофской дороге»).

Анна Петровна, несмотря на разницу в возрасте, старается понять своих воспитанниц и помочь им
обрести счастье.
(«Добрая Анна Петровна не только сохранила к Владимиру прежнее расположение, но, казалось, еще более полюбила его после побега Кати...
Не скроем также, что у старушки при всем этом была своя «задняя мысль», которую она берегла и хранила с наслаждением! Смотря на Владимира и Юлию, она часто думала: как бы хорошо было, если б Юлинька заступила место Кати; мы обе нашли бы друга и защитника, и я успокоилась бы на старости лет за ее участь», с.349).
Через описание повседневных забот тетушки в повествование вводятся бытовые подробности поместной жизни.
(«Анна Петровна проснулась.
Она уже отдала приказание повару; эти приказания были для нее одним из наслаждений ее мирной жизни.
Рассуждая о всех сочных, жирных и вкусных блюдах, она заранее предвкушала их, таким образом удваивала удовольствие обеда.
И как одушевлялась она в подобных обстоятельствах! Изобретения, одно другого 92
[стр. 94]

94 споем внутреннем мире, и источником се лучших качеств становятся природа, литература.
В повести «Сила прошедшего» духовное обогащение героини также обусловлено ее близостью к природе и любовью к чтению.
Однако в отличие от пушкинской героини, она нс находится в оппозиции со «своей семьей».
Повседневный быт усадьбы, изображаемый через вещные детали и фрагменты описания, формирует особый тип бытия ее обитателей, в частности, хозяйки усадьбы: уютную домашнюю атмосферу, хлебосольство и гостеприимство.
Владимиру по-прежнему, даже после бегства Кати, «было тепло и отрадно в этом маленьком доме, за чайным столом, где все глядело на него приятно и знакомо, начиная от хозяев до старого кота, который всегда встречал его и ласками^и мурлыканьем» (С.350).
Эти теплота и уют создаются тетушкой Юлии.
Образ Анны Петровны, на «доброй натуре» и гостеприимстве которой акцентируется внимание читателя, вступает в оппозицию с традиционным изображением тетушек как воплощения нравственно-этического консерватизма, домостроевских норм.

В произведениях большинства русских писательниц начала XIX в.
(Е.
Ган «Суд света», Н.
Дурова «Кавалерист девица», М.
Жукова «Ошибка», «Эпизод из жизни деревенской дамы», «Дача на Петергофской дороге»)
непременный образ тетушки воплощает идею женской власти как средства воспитания домочадцев и формирования «общественного мнения».
Часто тема тетушки-воспитательницы в женской прозе
этого периода соотнесена с мотивом сиротства героини.
Мать в названных произведениях олицетворяет символический образ: она «покровительница и подруга, идеальный двойник и мистическая защитница», а тетушкино воспитание сводится, как правило к дрессуре, надзору и контролю1.
Повесть Жадовской «выламывается» из этой традиции.
Анна Петровна, несмотря на разницу в возрасте, старается понять своих воспитанниц и помочь им
Савкина И.Л.
Глазами Аргуса (мотиз молвы в русской женской прозе первой половине XIX века) //Филологические науки.
2000.№3.
С.43.

[Back]