Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 97]

II глава.
Ы.
№ Движение от романтизма к реализму.
1 параграф.
Формирование реалистических принципов в творчестве Ю.В.
Жадовской в 50-60-ые годы XIX в.
Для развития прозаических жанров в 50-60-ые годы XIX века характерным является ослабление значения повести и выдвижение на передний план романа, внутреннее родство которых отмечал еще В.Г.
Белинский, определяя повесть как «часть» некоего мысленного романа, главы, извлеченной из эпического повествования.
«Повесть обрела как бы «открытую структуру, жадно вбирая художественные средства других жанров и эволюционируя в зависимости от содержания в сторону более крупных и более мелких литературных видов»
[59].
Динамика традиционных жанров, стирание жанровых границ, неизбежное утверждение приоритета большой эпической формы «привели к романизации всех литературных жанров»
[60].
«Роман наиболее отвечает антитрадиционалистским тенденциям, поскольку он не имеет четкого жанрового канона и
единственное его жанровое правило можно определить как свободный диалог равноправно общающихся людей» [61].
Еще В.Г.
Белинский высоко оценивал жанры реализма за то, что они не предлагали писателю определенную структурную схему, за то, что в них «талант чувствует себя безгранично свободным»
[62].
Критик впервые связал расцвет романа с реализмом.
Стремясь осознать жанровое своеобразие романа, занимавшего все более значительное место в русской литературе, Белинский, соотнеся эти процессы между собой, подчеркивал широту, емкость, «энциклопедичность» романа.
Но он видел в романе не аналог реализма, а «определенный тип произведений, очень органичный для реалистической литературы»
[63].
Таким образом, жанр повести, наиболее характерный для романтизма, уступает первенство в реализме жанру романа.
Роман отразил новый тип художественного мышления, выражающийся, прежде всего, в стремлении к широкому
II глава.
Проза Ю.В.Жадовской 1850-60-х годов.
98
[стр. 81]

Таким образом, в повести «Сила прошедшего» ирония становится основным способом редукции романтического начала.
Анализ романтических тенденций в повести Жадовской выявляет двойственное отношение ее к романтизму.
Черты характера главной героини и способы разработки его, углубление во внутренний мир, обращенность к идеалу подчеркивают романтическое мировосприятие автора.
Но трансформация сюжетных романтических мотивов, использование средств романтической стилистики в ироническом контексте свидетельствуют о редукции и даже известной дискредитации романтического начала в повести, что дает основание интерпретировать эту повесть как этапное произведение в жанровой эволюции прозы Жадовской.
81 2.2.
Формирование реалистических принципов в повести «Сила прошедшего» Для развития прозаических жанров в 50-е годы XIX века характерным является ослабление значения повести и выдвижение на передний план романа, внутреннее родство которых отмечал еще Белинский, определяя повесть как «часть» некоего мысленного романа, главы, извлеченной из эпического повествования.
«Повесть обрела как бы «открытую структуру, жадно вбирая художественные средства других жанров и эволюционируя в зависимости от содержания в сторону более крупных и более мелких литературных видов»1.

Динамика традиционных жанров, стирание жанровых границ, неизбежное утверждение приоритета большой эпической формы «привели к романизации всех литературных жанров»2.

«Роман наиболее отвечает антитрадиционалистским тенденциям, поскольку он не имеет четкого жанрового канона и
Русская повесть XIX в.
/ Под ред.
Б.С.
Мейлаха.
Л., 1973.
С.
401.
2 Бахтин М М.
Вопросы литературы и эстетики.
М.,1975.
С.125.


[стр.,82]

82 единственное его жанровое правило можно определить как свободный диалог равноправно общающихся людей»1.
Еще Белинский высоко оценивал жанры реализма за то, что они не предлагали писателю определенную структурную схему, за то, что в них «талант чувствует себя безгранично свободным»2.
Критик впервые связал расцвет романа с реализмом.
Стремясь осознать жанровое своеобразие романа, занимавшего все более значительное место в русской литературе.
Белинский, соотнеся эти процессы между собой, подчеркивал широту, емкость, «энциклопедичность» романа.
Но он видел в романе не аналог реализма, а определенный тип произведений, очень органичный для реалистической литературы3
4.
Таким образом, жанр повести, наиболее характерный для романтизма, уступает первенство в реализме жанру романа.
Роман отразил новый тип художественного мышления, выражающийся, прежде всего, в стремлении к широкому
освоению реальности во времени и пространстве, к изображению «душевного опыта» (Л.М.
Гинзбург) человека.
Развитие новых жанровых форм отразились в творчестве большинства писателей XIX века.
Так, Тургенев с осторожностью называл свои романы повестями, хотя очевидна определенная закономерность в том, что романы Тургенева написаны в манере объективного повествования, а почти все его повести от первого лица (дневник, воспоминания, переписка, исповедь).
«Тайный психолог» в своих романах, Тургенев выступает «явным» психологом в повестях.
Л.И.
Матюшенко; рассматривая соотношения жанров повести и романа в творчестве И.С.
Тургенева, определяет основные критерии романа: наличие «эпического содержания» и «качественное своеобразие воссоздаваемого в них миропонимания»1.
1 Строганов М.В.
Автор-читатель и проблема жанра.
Калинин, 1989.
С.
11-12.
2 Белинский В.Г.
Полное собр.
соч.: В 13-ти т.
Т.
10.
М., 1956.
С.
315.
3 Там же.
С.
263-265.
4 Матюшенко Л.И.
О соотношении жанров повести и романа в творчестве И.С.
Тургенева // Проблемы теории и истории литературы.
М., 1971.
С.
319.

[Back]