Проверяемый текст
Хохлова Елена Вячеславовна. Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской (Диссертация 2002)
[стр. 99]

ние», допускающее лишь «скрытое» авторское присутствие [65].
Следствием этого становится совершенно особое изображение человека
в аспекте его личностных качеств, которые рассматриваются в непосредственной связи со средой
[66].
Она часто становится этапом на пути писателей к созданию крупных реалистических полотен.
Проза Жадовской не является в этом отношении исключением.

Всеобщее тяготение беллетристов 1850-60-х годов к роману не случайно: невозможно было не почувствовать, что роман как жанр таит в себе массу новых, еще никем не использованных возможностей, открывает широкие перспективы в художественном освоении действительности.
Вместе с тем ощущались, а значит, и реализовывались эти заложенные в романе возможности каждым писателем по-своему.
Путь к роману, особенности формирования романного мышления и его эволюции в художественном опыте каждой конкретной творческой индивидуальности имел свою специфику.
Свое определенное место заняли в истории русской романистики и творческие искания Ю.В.
Жадовской.
Происходит формирование большой эпической формы романа, обусловленное изменением взгляда писательницы на проблему места и роли женщины в обществе и тяготением к реалистическому типу творчества.
Ведущей стилевой чертой реалистического романа является объективное повествование.
Следствием этого становится совершенно особое изображение человека
и мира.
«Сталкивая «норму» человека и мира», только реалистический роман оказался способен показать художественное «восстановление» цельности человека и его единства с миром
[67].
В русском романе XIX века центральное место занял образ ищущей, борющейся личности, которая стремится осмыслить окружающую действительность.
Общим началом, объединяющим различные виды романа, некоторые исследователи считают героя, окружающая жизнь для которого становится предметом глубоких и напряженных размышлений
[68].
Г.Н.
Поспелов в этой связи определил роман как произведение, в котором «главный персонаж как отдель
[стр. 83]

83 Несмотря на наличие определенных закономерностей и принципов, в творчестве каждого писателя отразился индивидуальный подход к определению жанровой природы и традиций того или иного метода.
Жанровая эволюция в творчестве Жадовской движение от романтической повести через реалистическую повесть к реалистическому роману-воплощается, прежде всего, в тяготении к объективности изложения, в системе образов.
Большинство исследователей русского реалистического романа вслед за Белинским ведущей стилевой чертой жанра считают «объективное изображение», допускающее лишь «скрытое» авторское присутствие1.
Следствием этого становится совершенно особое изображение человека
в аспекте его личностных качеств, которые рассматриваются в непосредственной связи со средой2.

Испытывая влияние романа, повесть приобретает черты «экспериментального, поискового, подвижного» жанра, в котором актуализируются новые проблемы3 * 5.
Она часто становится этапом на пути писателей к созданию крупных реалистических полотен.
Проза Жадовской не является в этом отношении исключением.

Осознавая необходимость создания нового женского характера, иных взаимоотношений героини с окружающим миром, Жадовская пытается в повести «Сила прошедшего» создать новый тип характера героини, способной прийти к гармоничным отношениям с обществом и, прежде всего, с мужчиной.
В структуре повествования выявляются основные тенденции, характеризующие реалистический тип творчества, что позволяет рассматривать повесть «Сила прошедшего» как переходный этап в творчестве Жадовской.
Ярким свидетельством стремления к реалистическим принципам изображения становится доминирование объективного повествования, новая проблематика и система образов.
1 См.
об этом: Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчест ва.
М., 1989.; Кожинов В.В..
Роман эпос нового времени.
// Теория литературы в 3-х т.
М., 62, 64,65.
Т.2.
С.97-172; Одинокое В.Г.
Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в.
Новосибирск.
1971; Кедрова М.М.
Русская классика и проблема врсприятия.
Калинин, 1986.
г См.: Эс^Диск А.Я.
Типология романа.
М., 1991; ГинзбургЛ.Я.
о психологической прозе.
Л., 1977.
5 Русская повесть XIX века.
Л., 1973.
С.342.


[стр.,99]

ГЛАВА 3.
ЖАНРОВЫЕ ИСКАНИЯ Ю.В.ЖАДОВСКОЙ В КОНЦЕ 1850-Х -НАЧАЛЕ 1860-Х ГОДОВ 3.1.
Авторская позиция и средства ее воплощения в романах «В стороне от большого света» и «Женская история».
Последний период творчества Жадовской характеризуется обращением к крупной жанровой форме — роману, которая отвечала новым творческим задачам писательницы и отражала общие закономерности литературного процесса 1850-х 1860-х годов.
Формирование большой эпической формы романа
обусловлено изменением взгляда писательницы на проблему места и роли женщины в обществе и тяготением к реалистическому типу творчества.
Ведущей стилевой чертой реалистического романа является объективное повествование.
Следствием этого становится совершенно особое изображение человека
и мира.
«Сталкивая «норму» человека и мира» только реалистический роман оказался способен показать художественное «восстановление» цельности человека и его единства с миром.1
В русском романе XIX века центральное место занял образ ищущей, борющейся личности, которая стремится осмыслить окружающую действительность.
Общим началом, объединяющим различные виды романа, некоторые исследователи считают героя,2 окружающая жизнь для которого становится предметом глубоких и напряженных размышлений.

Г.Н.
Поспелов в этой связи определил роман как произведение, в котором «главный персонаж как отдельная
личность на протяжении значительного периода своей жизни обнаруживает развитие своего характера, вытекающее из противоречия его интересов с его положением в обществе, с теми или иными нормами жизни общества»3.
1 См.
об этом подробнее: Тамарченко Н.Д.
Русский классический роман XIX века.
М., 1997.
2 См.
об этом: Всрдсревская Н.А.
Русский роман 40-х 60-х годов XIX века.
Казань, 1980; Одинокое В.Г'.
Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века, Новосибирск, 1971Фридлендер Г.М.
Поэтика русского реализма.
Очерки о русской литературе XIX века.
Л., 1971; Эсалнек Л.Я.
Типология романа.
М., 1991.
3 Поспелов Г.Н.
Проблемы истории развития литературы.
М., 1972.
С.
202.

[Back]