Проверяемый текст
Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. 1999.
[стр. 45]

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системны правовых норм), других специальноюридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Право как регулятор это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования.
Перед нами проблема более широкого научного значения.
Здесь открывается перспектива нового подхода к праву в целом.

Такой подход характеризуется тем, что право рассматривается в действии, в движении сообразно заложенным в нем потенциям и закономерностям, что и позволяет увидеть наиболее существенные стороны логики права.
Это понятие особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд (в него входят еще «механиЗхМ правового регулирования», «правовые средства», «правовой режим» и др.).
На основе этой категории, всех связанных с ней понятий и оказывается
возхможным, не отрываясь от юридической почвы и в полной мере используя исходные данные юриспруденции, еще в одном пункте вслед за освещением институционности права перейти рубеж сугубо юридической догматики, столь необходимой в области юридических знаний и все же довольно узкий по своим теоретическим возможностям.
Понятие правовое регулирование исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии,
движении, процессе реализации его потенций и силы1.
Ведь существо позитивного права, представляющего собой наличную объективную реальность, заключается в том,
что образующие его нормы относятся к миру долженствования к тому, что должно быть.
Притом для права характерно не простое фиксирование «должного» в нем
заложена заданность на то, чтобы это должное 1 Галаган И.А.
О природе правового регулирования.
// Право и политика: современные проблемы соотношения и развития.
Воронеж, 1996.
С.
63.
[стр. 498]

определении свойств права, да его особенностей как "упорядоченной свободы", противостоящей хаосу произвола и своеволия.
Как все более становится ясным в настоящее время, наиболее существенные ценностные характеристики права открываются при его рассмотрении под мирозданческим углом зрения, при анализе смысла и назначении права, его оценки в плоскости "широкого" понятия права, когда в полной мере раскрываются его качество во "втором измерении" явления духовного порядка, явления разума и морали в высоком человеческом значении.
А все это уже проблематика философии права, которой посвящена третья часть книги.
Глава шестая.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ПРАВА Г КАТЕГОРИИ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НОВЫЙ ПОДХОД К ПРАВУ 1.
Правовое регулирование как научная категория Право как регулятор это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования.
Перед нами проблема более широкого научного значения.
Здесь открывается перспектива нового подхода к праву в целом.

Такого подхода, который неведом догматической юриспруденции, выходит за его границы, характеризуется тем, что право рассматривается в действии, в движение сообразно заложенным в тем потенциям и закономерностям, что и позволяет увидеть наиболее существенные стороны л о г и к и права.
Научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование.
Это понятие не просто несколько иной словесный оборот выражению "право регулятор", а особая категория, основательная и "теоретически насыщенная", возглавляющая специфический понятийный ряд (в него входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования, правовые средства, правовой режим и др.).
На основе этой категории, всех связанных с ней понятий и оказывается
возможным, не отрываясь от юридической почвы 498

[стр.,499]

и в полной мере используя исходные данные юриспруденции, еще в одном пункте вслед за освещением институционности права перейти рубеж сугубо юридической догматики, столь необходимый в области юридических знаний и все же довольно узкий по своим теоретическим потенциям.
Да притом так, что открывается новое видение позитивного права, его логики, с новой группой вопросов общей теории, не менее существенных, чем характеристика права как объективной реальности, его особенностей как институционного образования.
Существо такого "нового угла зрения" на право заключается в том, что понятие правовое регулирование, исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии, в движении, процессе реализации его потенций и силы.
Ведь существо позитивного права, представляющего собой наличную объективную реальность, заключается в том,
образующие его нормы относятся к мир долженствования к тому, что должно быть.
Притом для права характерно не простое фиксирование "должного" в нем
заложено стремление, заданность на то, чтобы это должное утверждалось в качестве реального.
А отсюда проистекает само существо категории правового регулирования и его своеобразия, которое заключается в том, что оно: во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, потенциально результативный характер; во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования регулятора.
Словом, правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия (также весьма существенных, ключевых, таких как духовное, относящихся ко "второй ипостаси" права) всегда осуществляется посредством своего "инструментария", особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические 499

[Back]