Проверяемый текст
Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. 1999.
[стр. 59]

Тем более что, как поясняет Кант, исключения, это вообще не принцип, на основе которого должно строиться юридическое регулирование: таких исключений может быть неопределенное множество «до бесконечности; ибо здесь дозволения добавляются к закону лишь случайно, не на основе принципа, а в результате подыскания подходящих случаев».
1.3.
Механизм правового регулирования Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой специфический механизм.
Наиболее
общо механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения1.
Как и понятие правового регулирования, понятие его механизма в рамках правоведения представляет собой важную общетеоретическую категорию.
Оно позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности,
связанные с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде.
А отсюда высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой, их взаимодействие.
Главное же это то, что здесь перед нами одно из важнейших проявлений логики права.
Именно потому, что позитивное право представляет собой область долженствования и одновременно возможностей.

Эта цепь, начальным звеном которой являются юридические нормы, вполне закономерно в силу самой логики права завершается актами реализации, когда возможности (субъективные права) и обязанности, выраженные в позитивном праве, становятся фактами реальной жизни,
«решают» данную жизненную ситуацию.
1 Нсрсссянц B.C.
Общая теория права и государства.
М., 1999.
С.
477.
[стр. 515]

Проблемы общих дозволений и общих запретов находятся, пожалуй, только на начальных стадиях их общетеоретического осмысления, логики их бытия и построения.
Помимо ряд иных вопросов, требует тщательной разработки такие относящиеся к ним категории как "условия" и "исключения".
Поразительно, что перспективу такой разработки более двух столетий тому назад наметил И.
Кант.
Философ пишет: "запрещающий закон сформулирован сам по себе, дозволение же включается в этот закон не в качестве ограничивающего условия (как это должно было бы быть), а как исключение ...
"25 ("исключение" свидетельство того, что запрет является общим).
Но как понимать, что дозволение в запрещающем законе "должно быть" не исключением, а "ограничивающим условием"? В этом случае, поясняет Кант, дозволение добавляется к запрещающему закону "на основе принципа", и оно вследствие этого включается в "формулу запрещающего закона", а "тем самым" запрещающий закон превращается "и в закон дозволяющий"26.
Исключительно важный, по меркам юридической теории утонченный, ювелирно отточенный и вместе с тем перспективный в общетеоретическом отношении вывод! Помимо всего иного, он подводит к мысли о том, что общие запреты могут вполне совмещаться с природой дозволительного права.
И это происходит как раз тогда, когда противостоящее общему запрету дозволение выступает не в виде одного из исключений ("разрешения"; вспомним общую схему разрешительного типа регулирования "запрещено все, кроме прямо разрешенного законом"), а в виде ограничивающего условия.
Скажем, условия, в соответствии с которым общий запрет на оборот наркотических средств не конечен: он установлен при том условии, что свободный оборот всей суммы лекарственных средств находится в режиме общего дозволения.
Тем более, что, как пояснил Кант, исключения, это вообще не принцип, на основе которого должно строиться юридическое регулирование: таких исключений может быть неопределенное множество "до бесконечности; ибо здесь дозволения добавляются к закону лишь случайно, не на основе принципа, а в результате подыскания подходящих случаев"27.
515 2.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

[стр.,516]

1.
Механизм правового регулирования как научная категория Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм.
Наиболее
общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Как и понятие правового регулирования, понятие его механизма в рамках правоведения представляет собой важную общетеоретическую категорию.
Оно позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности,
связанных с решением жизненных ситуаций (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), и обрисовать их как целостность (это достигается и при помощи понятия "правовая система"), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде, А отсюда высветить специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе; показать их связь между собой, их взаимодействие.
Главное же это то, что здесь перед нами одно из важнейших проявлений логики права .
Именно потому, что позитивное право представляет собой область долженствования и одновременно возможностей,
"заряженных" необходимость их реального претворения в жизнь, выстраивается последовательная цепь правовых средств, призванных шаг за шагом, с неумолимой неуклонностью осуществить такого рода необходимость.
Эта цепь, начальным звеном которой являются юридические нормы, вполне закономерно в силу самой логики права завершается актами реализации, когда возможности (субъективные права) и обязанности, выраженные в позитивном праве, становятся фактами реальной жизни,
"решает" данную жизненную ситуацию.
Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, т.е.
комплекс последовательно связанных правовых средств.
В этом отношении он имеет инструментальный характер.
516 2.
Основные звенья механизма правового регулирования

[стр.,851]

в этот закон не в качестве ограничивающего условия (как это должно было бы быть), а как исключение ...
"1 ("исключение" свидетельство того, что запрет является общим).
Но как понимать, что дозволение в запрещающем законе "должно быть" не исключением, а "ограничивающим условием"? В этом случае, поясняет Кант, дозволение добавляется к запрещающему закону "на основе принципа", и оно вследствие этого включается в "формулу запрещающего закона", а "тем самым" запрещающий закон превращается "и в закон дозволяющий"2.
Исключительно важный, по меркам юридической теории утонченный, ювелирно отточенный и вместе с тем философски перспективный вывод! Помимо всего иного, он подводит к мысли о том, что общие запреты и разрешительный тип регулирования могут вполне совмещаться с природой дозволительного права.
И это происходит как раз тогда, когда противостоящее общему запрету дозволение выступает не в виде одного из исключений ("разрешения"; вспомним общую схему разрешительного типа регулирования "запрещено все, кроме прямо разрешенного законом"), а в виде ограничивающего условия.
Скажем, условия, в соответствии с которым общий запрет на оборот наркотических средств не конечен: он установлен при том условии, что свободный оборот всей суммы лекарственных средств находится в режиме общего дозволения.
Тем более, что, как пояснил Кант, исключения, это вообще не принцип, на основе которого должно строиться юридическое регулирование: таких исключений может быть неопределенное множество "до бесконечности; ибо здесь дозволения добавляются к закону лишь случайно, не на основе принципа, а в результате подыскания подходящих случаев"3.
А отсюда еще один, кажется, еще более основательный для философии права вывод.
В зависимости от того, является ли общий запрет "конечным", а значит, вписывается они или нет через "ограничительное условие" в общедозволительное регулирование, в зависимости от этого можно предельно точно установить природу действующего права.
Если запрет, например, в виде разрешительного порядка проведения демонстраций, собраний и митингов, "конечен", выражен в общем запрете и не имеет в качестве условия общее дозволение на свободу демократических действий, то перед нами надежное свидетельство того, что действующая юридическая 851

[Back]