Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 105]

пользовать их как пастбища без права распашки и образования новых селений.
В Надтеречной Чечне более 20 тыс.
дес.
было роздано семьям горских князей кумыкского и кабардинского происхождения Алхасовым, Эльдаровым, Таймазовым, Турловым, Бековичам-Черкасским.
В 1866 г.
13400 дес.
чеченских земель, сопредельных с Кумыкским округом Терской области, была закреплена в частной собственности кумыкских князей и узденей на условии, что половина этих угодий безвозмездно будет передана во временное пользование чеченским горцам1.
После сословно-земельной реформы обрабатываемые земли (пашни и сады), также дома, а в некоторых районах и леса находились в частной собственности семей общинников-узденей, бывших рабов, беков и ханов (мульки, Дагестан.).
Так, в 1917 г.
к этой категории земель относилось 30% всех сельскохозяйственных угодий Северо-Восточного Кавказа, где правила пользования и передачи этих земель в целом определялись шафиитским (а у ногайцев этого региона ханафитским) толком мусульманского права.
Но подчеркнем, что ряд особенностей частно-семейного землевладения попрежнему определялся адатом.
У членов сельских обществ эти земли не были полностью отчуждаемыми.
По адату было запрещено продавать, дарить, жертвовать или передавать в приданое мульки не членам общины (джамаата).
Согласно обычно-правовых норм землепользования сохранялось право покупки общинной или частной земли жителем того же аула.
При продаже участка преимущество в покупке имели родственники, затем соседи, в любом случае земля должна была остаться в собственности сельского общества.
Если это адатное правило нарушалось,
то горцы обращались в российские судебные инстанции для защиты этой практики2.
Согласно «Проекта положения о сельских обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в Да1Алибеков М., Еейбулатов Т.Б.
Адаты кумыков // Дагестанский сборник.
Махачкала, 1927.
Т.З.
2ГАКК.
Ф.
454, Оп.1.
Д.5499.
[стр. 120]

120 что являлось одним из наиболее частых поводов для обращения в Горский Словесный суд39.
Отметим, в этот период после проведения земельно-сословных реформ земельные споры постепенно стали рассматривать не адатные, а именно Горские словесные суды.
Следует указать на сохранении обычноправовых норм в землепользовании, например, сохранялось право покупки общинной или частной земли жителем того же аула.
При продаже участка преимущество в покупке имели родственники, затем соседи, в любом случае земля должна была остаться в собственности сельского общества.
Если это адатное правило нарушалось,
что горцы обращались в российские судебные инстанции для защиты этой практики40.
Подчеркнем, после проведения земельной реформы, и особенно в начале XX в., как свидетельствуют материалы Абрамовской земельной комиссия, земельные споры не только не утихли, но наоборот, усились.
Согласно выводам комиссии в основном все земельные конфликты можно разбить на три группы: между различными селениями; между жителем одного аула и обществом другого аула; между горскими народами, например, карачаевцы претендовали на ряд земель, находящихся во владении кабардинцев41.
В начале XX в.
горцы часто самовольно захватывали земли.
Например, такая история произошла в Карачае.
На земли аула Хурзук самовольно переселились безземельные из новообразованного аула.
Но против выступили общества Хурзук, Учкулан и Карт-Джурт, т.к.
это земля была в пользовании всего «карачаевского общества».
Знатные люди аула Джанибеков, Крым-Шамхалов и Борлаков выступили против и ист39 ГАКК.
Ф.
454.
Оп.1.
Д.5449.
Ф.454.
Оп.2.
д.694.
Л .86.
Ф.454 оп.2 д.727.
Л .29-30.
Ф.454.
Оп.2.
Д.807.
Л.29.
40 ГАКК.
Ф.
454.
On.
1.
Д .5499.
41 Письменные заявления карачаевского народа и Объяснения комиссии в кн.
Кубанский сборник Ккатеринодар, 1910.
Т.
15.
С.258 .

[Back]