Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 112]

та1.
Был установлен контроль над деятельностью горских адатных судов на Северо-Западном и Северо-Восточном Кавказе: все материалы деятельности адатных судов поступали в местные административные и судебные органы.
Ив принятых в адате наказаний в несколько измененном виде, юридическую силу сохранили изгнание кровника (канлы) из сельского общества, штраф за пролитие крови (дият, алым) и иные платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.
Российская администрация ввела государственные санкции по отношению к тем, кто не выполнял решения адатных судов.
Такие уклоняющие должны были выплачивать штраф в пользу общины.

Горские словесные суды штрафовали обвиняемого и свидетелей, не являвшихся на судебное заседание.
За неявку свидетеля в первый раз назначался штраф в 5 руб., за второй 10 руб.,
не явившийся на суд обвиняемый платил штраф в 25 руб.
Другой действенной мерой принуждения выполнения адатных
решений стало правило временного отбирания оружия у виновного до окончательного выполнения им решения адатного суда.
Таким правом были наделены сельский старшина и
медиаторы2.
У осетин после вынесения решения адатный суд определял поручителей со стороны виновного и потерпевшего, фыдар лаг, которые должны были следить за тем, чтобы виновный выплатил компенсацию в срок.
В.И.
Маргиев указывал, что обычно поручителей выбирала противоположная сторона: родственники потерпевшего назначали поручителя от виновной стороны, и наоборот, родственники виновного назначали поручителя от потерпевшей стороны.
Если виновный не выполнял решения суда, то
по1 Бобровников В О.
Военцо-народное управление в Дагестане и Чечне: история и современность И Россия н Кавказ сквозь два столетия.
Сост.
Лисицына Г.Г..
Гордин Я.А.
СПб., 2001.
С.91-105; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа.
Тифлис.
1899.
2Магометов А.Х.
Общественный строй и быт осетин.
Орджоникидзе, 1974.
С.257; Бабич И.Л.
Эволюция,...
С.105.
[стр. 131]

131 Система правоотношений.
Проблема дееспособности женщин и детей как участников права.
По мнению А.М.
Ладыженского, в адатном суде не существовал институт поверенных лиц, который бы отстаивал интересы женщин и детей.
Адатный суд разрешал споры только по заявлениям участников конкретной спорной ситуации или их родственников (близких или дальних).
Иски от лиц, не принадлежавших к обиженной фамилии, не принимались.
По нашему мнению, все же можно говорить о частичном его функционировании, так как права и интересы женщины в суде могли остаивать только ее муж или отец, а детей опекун.
Наша точка зрения подтверждается архивными данными И.Л.Бабич.
Если у вдовы убитого мужчины отсутствовали родственники, которые могли бы вести дела в суде, то иногда назначались доверенные лица™.
Ю ридическая ответственность лиц, в отношении которых применялись меры принуждения.
В пореформенное время в силу социальноэкономических и правовых преобразований изменился круг лиц, подвергавшихся юридической ответственности согласно нормам обычного права: он значительно сузился.
Горские большие семьи, включавшие родных братьев, начали распадаться на малые.
Взрослые сыновья отделялись от родителей и создавали собственные хозяйства.
Во второй половине XIX в.
адатные суды начали рассматривать конфликты, происходившие между близкими родственниками, например, родными братьями или между ними, с одной стороны, и родителями, с другой, проживавшими раздельно и имевшими отдельные хозяйства61.
Российская администрация ввела государственные санкции по отношению к тем, кто не выполнял решения адатных судов.
Такие уклоняющие должны были выплачивать штраф в пользу общины.

м Бабич И.Л.
Эволю ция..-С.S3.
61 Там же.
С.86.


[стр.,132]

132 Другой действенной мерой принуждения выполнения адатных решении стало правило временною отбирания оружия у виновного до окончательного выполения им решения адатного суда.
Таким правом были наделены сельский старшина и
медиаторы62.
У осетин после вынесения мсдиаторского решения адатный суд определял поручителей со стороны виновного и потерпевшего, фыдар лаг, которые должны были следить за тем, чтобы виновный выплатил компенсацию в срок.
В.И.
Маргиев указывал, что обычно поручителей выбирала противоположная сторона: родственники потерпевшего назначали поручителя от виновной стороны, и наоборот, родственники виновного назначали поручителя от потерпевшей стороны.
Если виновный не выполнял решения суда, то
поручитель обязан был принудить его родственников к выплате компенсации 6 3 или выполнению других решений суда .
Если виновный отказывался выплачивать установленную адатным судом выплату композиии, Горский словесный суд включался в этот процесс и выдавал так называемые исполнительные листы, но которым потерпевшая стороны и сельский старшина требовали выплату композиции.
У осетин бытовал бойкот (хьод), который объявлялся пострадавшей семье и сельчанами виновной семье, если те отказывались соблюдать адатное решение.
Сельчане отказывались выдавать девушек замуж за мужчин этих семей, никто не женился на девушках из этих семей; никто не ходил к ним на похороны и свадьбы и никто не пускал их на похороны и свадьбы; никто не пуская их к себе в гости, пикто не ходил в гости к ним; никто с ними не разговаривай.
Как отмечал А.Х.
Магометов, 62 Магометов А.Х.
Общественный строй и быт осетин.
Орджоникидзе, 1974.
С-257; Бабич ИЛ.
Эволюция....
С.105.

63 Маргиев Я.И.
История государства и права в Осетии.
Майкоп., 1997, С.196; Магометов А.Х.
Общественный...
С.257,

[стр.,133]

133 “даже принадлежавший такому лицу скот не допускался в сельское стадо”64.
Горский суд ввел санкции и по отношению к тем, кто не выполнял решений Горского суда, основанных на адате.
Горские словесные суды штрафовали обвиняемого и свидетелей, не являвшихся на судебное заседание.
За неявку свидетеля в первый раз назначался штраф в 5 руб., за второй 10 руб.,
нсявившийся на суд обвиняемый платил штраф в 25 руб.
Изменение северокавказского правосознания и обычноправовых отношений.
Российское государство стремилось к постепенному изменению правосознания северокавказских народов, понимая, что с помощью радикальных реформ это не сделаешь.
Одним из механизмов изменения правосознания стала борьба с институтом кровной мести.
Большинство сельских общин Северного Кавказа еще в первой половине XIX в.
стали ограничивать совершение кровной мести в своих сообществах, введя разные общинные санкции.
Российская администрация решила иачать изменение правового поля именно с института кровной мести, опираясь на общественное мнение и общинные санкции.
В эпгот период месть в большинстве северокавказских обществ перестала считаться обязанностью каждого горца, а сохранялась в качестве права, которым он мог воспользоваться.
И.Л.Бабич приводит случаи мести, извлечение ею из различных архивов, датируемых 1870-1915 гг.
этим правом в основном пользовались лица, слывшие в своей общине людьми агрессивными, вспыльчивыми и жестокими65.
Такие люди не обращали внимания ни на что и могли мстить даже родственникам и друзьям.
Кронная месть в большинстве северокавказских обществ становилась скорее исключением, чем правилом.
64 Магометов Л.Х.
Общественный С.230.
65 Бабич И.Л.
Эволю ция...
С .55-70.

[Back]