Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 114]

Адатный суд разрешал споры только но заявлениям участников конкретной спорной ситуации или их родственников (близких или дальних).
Иски от лиц, не принадлежавших к обиженной фамилии, не принимались.

Можно говорить о частичном функционировании института поверенных лиц, так как права и интересы женщины в суде могли отстаивать только ее муж или отец, а детей опекун.
Если у вдовы убитого мужчины отсутствовали родственники, которые могли бы вести дела в суде, то иногда назначались доверенные
лица1 .
В пореформенное время в силу социально-экономических и правовых преобразований изменился круг лиц, подвергавшихся юридической ответственности согласно нормам обычного права: он значительно сузился.
Горские большие семьи, включавшие родных братьев, начали распадаться на малые.
Взрослые сыновья отделялись от родителей и создавали собственные хозяйства.
Во второй половине XIX в.
адатные суды начали рассматривать конфликты, происходившие между близкими родственниками, например, родными братьями или между ними, с одной стороны, и родителями, с другой, проживавшими раздельно и имевшими отдельные
хозяйства2.
Согласно северокавказскому адату чаще всего случаи неумышленного нанесения телесных повреждений (среди подростков, неумевших пользоваться оружием, и подвыпивших молодых людей на свадьбах или танцах) рассматривались адатным судом также, как и умышленные3.
Историки отмечали, что у северо-кавказских народов не было
четкого различия 1Бабич И.Л.
Эволюция...С.83.
2Там же.
С.86.
3Неизвестный автор.
Примирение кровников...
С.380-382;
Неизвестный автор.
Селение Какадур.
// Периодическая печать...
Кн.1, С.
145; Кануков И.
Кровный стол.
Из осетинских обрядов.
// Периодическая...
Кн.1,
С.204-206; Лавров Д.Я.
Заметки об Осетии и осетинах.
//Терские ведомости, 1874, N 50.
[стр. 131]

131 Система правоотношений.
Проблема дееспособности женщин и детей как участников права.
По мнению А.М.
Ладыженского, в адатном суде не существовал институт поверенных лиц, который бы отстаивал интересы женщин и детей.
Адатный суд разрешал споры только по заявлениям участников конкретной спорной ситуации или их родственников (близких или дальних).
Иски от лиц, не принадлежавших к обиженной фамилии, не принимались.

По нашему мнению, все же можно говорить о частичном его функционировании, так как права и интересы женщины в суде могли остаивать только ее муж или отец, а детей опекун.
Наша точка зрения подтверждается архивными данными И.Л.Бабич.
Если у вдовы убитого мужчины отсутствовали родственники, которые могли бы вести дела в суде, то иногда назначались доверенные
лица™.
Ю ридическая ответственность лиц, в отношении которых применялись меры принуждения.
В пореформенное время в силу социальноэкономических и правовых преобразований изменился круг лиц, подвергавшихся юридической ответственности согласно нормам обычного права: он значительно сузился.
Горские большие семьи, включавшие родных братьев, начали распадаться на малые.
Взрослые сыновья отделялись от родителей и создавали собственные хозяйства.
Во второй половине XIX в.
адатные суды начали рассматривать конфликты, происходившие между близкими родственниками, например, родными братьями или между ними, с одной стороны, и родителями, с другой, проживавшими раздельно и имевшими отдельные
хозяйства61.
Российская администрация ввела государственные санкции по отношению к тем, кто не выполнял решения адатных судов.
Такие уклоняющие должны были выплачивать штраф в пользу общины.
м Бабич И.Л.
Эволю ция..-С.S3.
61 Там же.
С.86.


[стр.,134]

134 Российская администрация воспользовалась этой ситуацией и ввела контроль над поведением кровников, т.е.
членами виновной и потерпевшей фамилий.
Контроль могли осущствлять судьи либо Горского словесного суда, либо адатного, а также так как называемые сельские доверенные лица.
Наряду с этим сельский старшина получал от виновного и потерпевшего (или его родственников) расписки о том, что они будут, вопервых, избегать случайных встреч с друг другом в мечети и других общественных местах (соблюдение так называемого этикета избегания, во-вторых, виновная сторона будет во всем давать первенство семье потерпевшего, в-третьих, виновная сторона не будет появляться там, где уже находились родственники потерпевшего.
При нарушении норм, указанных врасписках, старшина налагал на виновного штраф66.
Во второй половине сохранялись и общииые санкции.
Так, у осетин община определяла, “по каким улицам селения и дорогам какая из сторон может иметь свободный проход и проезд по своим делам и по каким ей совершенно воспрещается”67.
Согласно северокавказскому адату чаше всего случаи неумышленного нанесения телесных повреждений (среди подростков, неумевших пользоваться оружием, и подвыпивших молодых людей на свадьбах или танцах) рассматривались адатным судом так же, как и умышленные .
Историки отмечали, что у северокавказских народов не было
четкою 66Там же.
С.72.
67 Примирение кровников.
Н Периодическая печать...
Кн.5, С.383-384; Иритаев.
Указ.раб.
С.387-388.
68 Неизвестный автор.
Примирение кровников..; С.380-382;
Харитон.
Указ.раб.
С-371; Неизвестный автор.
Селение Какадур.
!! Периодическая печать...
КнД, С.
145; Хетагуроо К.
Указ.раб.
С.
156-157; Канунов И.
Кровный стол.
Из осетинских обрядов.
// Периодическая...
Кн.1,
0.204-206; Лавров Д.И.
Заметки об Осетии п осетинах.
/! Терские ведомости, 1874, N50.

[Back]