Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 115]

между совершением умышленных и неумышленных ранений и убийств (И.Л.
Бабич, Ф.А.
Гантемирова, Ф.Д.
Эдисва, А.И.
Мусукаев)1.
Пореформенные адатные суды всех уровней по-прежнему различали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.
Новым видом дел стал иск по доносу полиции.
Доказательствами вины признавались: 1) собственное признание обвиняемого; 2) вещественные доказательства; 3) показания свидетелей, данные под присягой (халф).
Ответчик мог очиститься совместной присягой своих родственников и односельчан.
Как и прежде, различали клятву именем Аллаха и так называемую кебинную присягу.
В последнем случае, если открывалось лжесвидетельство, то виновный обязан был расторгнуть брак (кебип) со своей женой.
А.М.
Ладыженский писал, «существование в древнем кабардинском праве ограниченного числа судебных доказательств объяснялось бытовыми условиями отсутствием письменности, обращением к суду только по желанию жалобщика с представлением доказательств, отсутствия предварительного следствия»2.
В тех случаях, когда это было необходимо, на заседания суда приглашались присяжные поручители.
В русских источниках они назывались
атаулами, в кабардинских тхьэрышуэщыхьэт\ Перед тем как свидетельствовать в пользу своего подзащитного, они также произносили клятву на Коране, а затем присягали в невиновности обвиняемого.
Присяжными поручителями могли быть почетные общинники, соседи и в редких случаях родственники обвиняемого, которые пользовались уважением в своей
об1Гантемирова Ф.Л.
Ф.А Адаты чеченцев и ингушей (XVIII первая половина XIX в.)<7 Вест.
Московского университета.
Сер.
12.
Право.
1972.
N 4 С.66; Эдиева Ф.Д.
Социальный дуализм обычая кровиой мести карачаевцев в XIX в./.г Из истории КарачаевоЧеркессии.
Выи.7.
Черкесск, 1974.
С.334; Мусукаев А.И.
Балкарский тукьум.
Нальчик, 1978.С.128; Бабич И.Л.
Правовая...
С.96.
2Ладыженский А.
М.
Адаты...
С.54.
• Думаиов Х.М.
Кушхов X.С.
К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в
Кабарде во второй половине XIX -начале XX вЛ Культура и быт адыгов.
Вып.6.
Майкой, 1986.
С.47.
[стр. 137]

137 решение, в котором указывались следующие моменты: 1) состав суда, фамилии, возраст, социальное положение судей, 2) краткое описание дела, 3) размер компенсации, 4) условия и сроки ее выплаты, 5) условия организации примирительного угощения.
Документ подписывался всеми судьями.
Его копии получали участники конфликта, сельский старшина и судьи горского суда73.
На Северо-Западном Кавказе судебное разбирательство продолжало оставаться устным, но его решения стали записываться на русском языке русскими писарями.
Эти медиоторские решения отправлялись в высшие органы российско-имперской администрации на Северном Кавказе.
На Северо-Восточном Кавказе адатные решения записывались на арабском и русском языках.
Пореформенные адатные суды различали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.
Доказательствами считались собственное признание обвиняемого; вещественные доказательства; показания свидетелей, данные под присягой.
Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников и односельчан.
А.М.
Ладыженский писал, что “существование в древнем кабардинском праве ограниченного числа судебных доказательств объяснялось бытовыми условиями отсутствием письменности, обращением к суду только по желанию жалобщика с представлением доказательств отсутствия предварительного следствия”74.
Для снятия с человека подозрения в совершении какого-либо преступления на Северном Кавказе в процессе судопроизводства использовался обычай совместной присяги, которую должны были произносить тг Адаты южиодагесганских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах.
Выл.8.
Тифлис, 1875; Памятники обычного нрава народов Дагестана XV/f-XIX вв.
М ахачкала.
1965; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа.
Тифлис, 1899 74Л адыж енский А.М .
Адаты кавказских горцев.
Дисс.шхсоиск.
докт.торил.н.
М., 1949, С.54.


[стр.,138]

138 все сородичи (в Нагорном Дагестане тахлиф), т.е, родственники из тухума.
Их количество варьировалось в зависимости от дела'5.
В тех случаях, когда это было необходимо, на заседания суда приглашались присяжные поручители.
В русских источниках они назывались
атаупами; в кабардинских тхъэры1уэщыхьэт,с.
Перед тем как свидетельствовать в пользу своего подзащитного, они также произносили клятву на Коране, а затем присягали в невиновности обвиняемого.
Присяжными поручителями могли быть почетные общинники, соседи и в редких случаях родственники обвиняемого, которые пользовались уважением в своей
общине и не имели враждебных отношений ни с одной из сторон рассматриваемого конфликта.
Присягу принимал сам подозреваемый, а также родственники ответчика, так называемые соприяжники.
Присягающий приходил в святилище (дзуары) и произносил следующие слова: '‘Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне”.
Иногда присяга приносилась на могиле убитого.
У осетин бытовал и обычай открытия воров путем присяги.
Потерпевший заявлял на сходе, что вором должен был быть один из жителей какого-то села.
Тогда все жители этого селения принимали присяг.
Иногда присягу принимали только старшие фамилий7'.
В процесс адатного судопроизводства осетины как православные, так и мусульмане, использовали присяги, которые они давали в дзуарах (языческих святилищах), где произносили следующие слова: “Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне”78.
Согласно российским судебным реформам на Центральном Кавказе осетинский третейский суд потерял право рассматривать дела, ся5Бобровников ВО.
Мусульмане...
С.60 76Думание ХМ.
Kyiuxoe Х.С.
К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в
Кабардс во второй половине ХЕК -начале XX в.// Культура и быт адыгов.
Вып.6.
Майкоп, im C .47.
77Казбек.
1903, N17-18.

[Back]