Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 116]

щине и не имели враждебных отношений ни с одной из сторон рассматриваемого конфликта.
В целом, российская администрация с небольшими ограничениями сохранила деятельность горских адатных судов, но само горское судопроизводство отчасти изменилось: во многом оно приобрело форму государственного, появились единые правила ведения судебного делопроизводства.
На
Северном Кавказе была введена иерархия судебных инстанций: низовой суд единые сельские словесные суды, высший орган окружной (областной) словесный суд.
Апелляционной инстанцией для окружных судов стали народные суды, например, Дагестанский народный суд.

Осетинский адатный суд был значительно ограничен в подсудности рассматриваемых им дел: за ним было сохранено право, рассматривать лишь мелкие уголовные дела, а также имущественные и поземельные споры1.
При рассмотрении дел о ранении или убийстве, горский адатный суд на Северном Кавказе определял размер выплачиваемой виновным компенсации и условия так называемого примирительного угощения.
У осетин подобное угощение называюсь фынга или туджи фынг, что переводится на русский как стол крови.
Медиаторы четко определяли время проведения угощения и количество выставляемых на нем блюд.
Церемония примирительного угощения являлась заключительным этапом общего процесса примирения с помощью адата.
Материальная компенсация причиненного ущерба всегда сопровождалась моральной извинениями и унижениями.
Обряд извинений был очень сложен и в разных регионах Северного Кавказа далеко не одинаков.
Можно привести описание такого ритуала применительно к карачаевцам XIX в.
После того, как судьи провели переговоры, и был установлен размер компенсации, убийца без шапки, с накинутым на плечи саваном, на 1ЛавровДЯ.
Заметки об Осетии и осетинах.
//Терские ведомости, 1874, N50.
[стр. 136]

136 рактер бытования обычного права как правовой системы.
В дореформенное время общинные санкции, которые использовались обществом для реализации решений адатного суда уже не всегда работали успешно.
Являясь методом принуждения, общинные санкции в этот период не были обязательными для горцев пореформенного Северного Кавказа.
В-третьих, была введена иерархия судебных инстанций: низовой суд единые сельские словесные суды, высший орган окружной (областной) словесный суд.
Апелляционной инстанцией для окружных судов стали народные суды, например, Дагестанский народный суд.

В ходе судебной реформы адатное судопроизводство во многом изменилось.
Оно приобрело форму государственного, появились единые правила ведения судебного делопроизводства.
Наконец,
важно отметить, что в судебном процессе адатного и даже Горского словесного суда были сохранены ряд норм процессуального обычного права.
У северокавказских народов сохранялись свои традиционные правила относительно того, кто мог и кто не мог быть адатным судьей.
Так, согласно адыгскому адату медиаторами не могли быть ближайшие родственники участников конфликта, согласно осетинскому могли.
В.Э.Орел отмечал, что в осетинском обществе урегулирование отношений между враждующими группами возлагалось в первую очередь на старейшин тех самых родов, которые находились в отношениях кровной мести, а не на незаинтересованных лиц72.
Для адатного судов попрежнему не было определено место для его проведения.
В пореформенное время существовал введенный российской администрацией порядок, согласно которому по окончании рассмотрения дела составлялся письменный документ, так называемое медиаторское 72 Орел В.Э.
Об одном институте индоевропейского права.
О пыт лингвистического ком ментария/ / Вест, древней истории.
1986.
N 1.
С .133.

[Back]