В начале XX в. российская администрация пошла на уступку, создав осетино-ингушский смешанный суд присяжных, который рассматривал тяжкие уголовные преступления (убийства, ранения, грабежи) и поземельные тяжбы между осетинами, с одной стороны, и ингушами, с другой, на основе норм обычного права, а позже осетино-ингушские примирительные суды, которые руководствовались как нормами обычного права, так и российским законодательством. Процесс российско-имперского воздействия на правовую систему включал в себя и всестороннюю попытку воздействовать на северокавказское правосознание, для чего использовались два основных метода: введение для определенного слоя общества системы русского образования и воспитания и создание российских судебных органов (Горских словесных судов), о которых писали выше, через которые происходило постепенное внедрение россинекого законодательства. Механизм воздействия на правосознание оказался действенным. Северокавказское правосознание к началу XX вв. потеряло свойственное любому доклассовому обществу монолитность. Появились пророссийски настроенные люди, готовые рассматривать свои дела по нормам российского права. В основном это были представители высшего сословия горцев, находившихся на военной службе в российской армии. Они первыми восприняли как русскую культуру и образование, так и русское право. Как считают историки и этнографы, именно военные горцы первыми перестали совершать кровную месть и предпочитали совершать правосудие по нормам российского законодательства. По мнению М.В. Покровского, одним из главных каналов, по которым происходило включение значительной части адыгейской военнофеодальной знати в ряд господствующего класса России, была ее служба в русской армии. Как правило, это были князья и дворяне, не имевшие специального военного образования и производившиеся в офицерские чины русской армии исключительно для поощрения. Многие из них, поселившись в казачьих станицах, с течением времени стали пользоваться позе |
148 часто давали ложные сведения. Наряд)' с этим судьи прибегали и к помощи так называемых докащиков, которые в тайне от окружающих давали свидетельства о каком-либо преступнике и о подробностях преступлена ния . Наряду с этими судебными органами в начале XX в. российская администрация пошла на одну уступку, создав осетино-ингушский смешанный суд присяж ных, который рассматривали тяжелые уголовные преступления (убийства, ранения, грабежи) и поземельные тяжбы между осетинами, с одной стороны, и ингушами, с другой, на основе норм обычного права. При рассмотрении дел, связанных с кражами, суд использовал присягу всех жителей села, если следы туда вели и применял нормы обычного права, а именно: возмещение украденного. При рассмотрении дел по убийствам суд применял норму обычного права, а именно: выплату компенсации ( 500-1000 рубл.). Интересно, что при отсутствии денег у виновного, суд имел право взыскивать компенсацию с родственников по мужской линии до 3 колена включительно или с сельского общества, в котором проживал виновный. Позже подобные дела были переданы в ведение осетиноингушских примирительных судов, которые руководствовались как нормами обычного права, так и российским законодательством. Из практики местного адата ими применялись высылка убийцы за пределы области, а также очистительная соприсяга односельчан обвиняемого в случае, когда дело возбуждалось по подозрению и явных улик совершения преступления не оказывалось100. Начало X X в. ознаменовалось усилением ислама и исламских движений, в том числе и за расширение сферы шариата в правовом поле горцев, с одной стороны, и, с другой, попытками российской администра* Лтрое Я.И. Этнография Кавказа. JL, 19X2. т Ц1'А РСО-А. Ф. 166. Различныедела. |