ции или выселением виновного и его семьи за пределы селения, стало поощряться как местной администрацией, так и сельчанами2. В целом сфера применения посреднических переговоров крайне сузилась. Умышленные правонарушения ими вовсе не рассматривались. В посредническом процессе произошло смещение акцентов. П. Гарб указывает, что в обычноправовой практике выяснение действительной вины подозреваемого перестало быть целью советского примирения. Основная задача советского посредничества состояла в примирении сторон без ущемления их достоинства. В 1960-е годы советская администрация на Северном Кавказе вновь обратилась к нормам адата и начала на основе принципа адатных переговоров создавать примирительные комиссии для примирения враждующих фамилий. Такие комиссии были созданы в Чечне, Ингушетии, Аджарии, Дагестане3. Показательно в реализации советского правотворчества отношение к советской мере наказания смертной казни. Примерно с конца 1950-х годов северокавказские народы стали рассматривать смертную казнь как акт возмездия, переложив, таким образом, совершение мести на советское государство и советский суд. Для этого во время судебного процесса в советском суде родственники потерпевших или односельчане просили, настаивали, требовали, иногда даже в ультимативной форме определение судом виновному меру наказания в виде смертной казни. Обычно они приводили один аргумент в своих письменных прошениях в Верховный суд: если это 1Гарб П. Кровная месть и проблема возвращения 1 рузинских беженцев в Абхазию // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления: тезисы докладов международной конференции 19-20 января 1995 г. М., 1995. С.56. 2 Трофимова Г.Т. Характер взаимодействия между правовыми традициями карачаевцев и властными структурами // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Сост. Лисицына ГГ., Гордин Я.А. Спб., 2001. С.204-210.; ЦГА РСО-Алания. Ф.1. Оп.1. Д.25. Л.22; Д.586. Л. 27,30-31; Оп.13. Д.814. Л.И8. 3Диасамидзе Г.И. Убийство на почве кровной мести по советскому уголовному праву (по материалам Аджарской АССР). Свердловск, 1974, С.108; Плисе А.А. Кровная... С.21; Бородин С.В. Рассмотрение судом уголовных дел по убийствам. М., 1964. С.181182. |
155. Тройно Ф.П. Об арендных и субарендных ценах на землю у горских народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX в. // История горских и кочевых народов. Вып.2, Ставрополь,!976. 156. Тройно Ф.П. Царизм и горские народы Северного Кавказа в 60-90-е годы XIX в. // Известия Северо Кавказского ПИИ. Т.25. 157. Трофимова Г.Т. Трансформация норм обычного права у карачаевцев // Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2002. 158. Трофимова Г.Т. Характер взаимодействия между правовыми традициями карачаевцев и властными структурами // Россия и Кавказ сквозь два столетия. Спб., 2001. Сост. Лисицына Г.Г., Гордин Я.А. 159. Туманов В.А. О развитии сравнительного правоведения // Советское государство и право. 1982. № 11. 160. Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М ., 1960. 161. Харузин И.И, Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей. // Сборник материалов по этнографии. М., 1888, Вып.З. 162. Харузин Н.Н. Очерки первобытного права. М., 1898 163. Xaxuaee Х.М. Шариат, адат и преступления составляющие пережитки родового быта в Дагестане. М., 1949 164. Цуров ММ. Обычное право ингушей // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов на Дону, 1999. 165. Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2002. 166. Человек и право. М., Отв.ред. И.И.Новикова, В.А. Тишков. М., 1999. 167. Чечелев С В. Судебная реформа я Сибири во второй половине XIX начале XX в. Омск, 2001. 168. Чистяков ОМ. Становление Российской Федерации. М., 1966. 178 |