каза сталкивалась со стремлением мусульманского права к созданию равенства в обществе. Ислам, исходивший из идеи формального равенства всех людей перед Богом, был направлен против сословной иерархии и эксплуатации на Северном Кавказе. Обычное право, наоборот, юридически закрепляло сословное неравенство и феодальную эксплуатацию. Вышеотмеченные факторы приводили к неравномерности эволюции обычного права и многообразию его форм в исследуемом регионе. В диссертации дан анализ обычного права по пяти основным институтам права: брачно-семейное, наследственное, гражданское (вещное, обязательственное), уголовное и судебно процессуальное право. В силу ряда факторов, характерных для тог о или иного горского общества, некоторые институты обычного права оказались более развиты, другие менее. Данный анализ показал разную степень разработанности норм семейно-брачного, наследственного, гражданского, в частности вещного, обязательственного и уголовного институтов права. Во-первых, гражданское право практически у всех северокавказских народов находилось на стадии формирования, что во многом связано с догосударственными или раннегосударственными формами общественного развития северокавказских народов. Во-вторых, в ходе определения субъектов права отдельных институтов горского адата было обнаружено, что в разных институтах права его субъектами становились разные лица или объединения, что объясняется особенностями и уровнем развития той сферы горской жизни, которую обычное право «обслуживало». Этот фактор сказывался и на характере формировавшихся у народов Северного Кавказа разных форм правоотношений при регулировании тех или иных конфликтов в обществе. Выделение принципов судопроизводства на Северном Кавказе показало, что оно отличалось крайней неразработанностью, значительным разнообразием и вариативностью. В этом была одна из слабых сторон обычного права: отсутствие единых правил судопроизводства, количество |
34 право горцев, которое сохранялось в полном объеме. Еще в меньшей степени на адат влияло православие. Это не было случайным. Правовая сфера горской жизни ее краеугольный камень. Обычное право в полной мере “обслуживало” горское общество. Одним из основных принципов мусульманского права принцип установления в обществе формального равенства, на основе которого осуществляется исламское правосудие. Однако на СевероЗападном и Центральном Кавказе устойчивость социально-иерархичного горского сознания и стереотипов поведения не позволяла установить новый исламский порядок. Феодализация горского общества сталкивалась со стремлением мусульманского права к созданию равенства в обществе. Ислам, исходивший из идеи формального равенства всех людей перед Богом, был направлен против сословной иерархии и эксплуатации на Северном Кавказе. Шариат по сравнению с адатом предоставлял крепостным крестьянам гораздо больше прав, ограждая в определенной мере их личные и имущественные права. В частности, он запрещал продажу мусульман. Как бы там ни было, в перспективе последовательное распространение норм шариата на все горское общество неизбежно трансформировало бы взаимоотношения владельцев и крепостных крестьян, создав угрозу разрушения крепостнического строя и феодальной иерархии в целом. Обычное право юридически закрепляло сословное неравенство и феодальную эксплуатацию. Это обстоятельство объясняет одну из причин отсутствия у представителей высшего сословия, которое в первую очередь восприняло ислам, стремления обращать в ислам подвластных им крестьян и внедрять мусульманское право. С другой стороны, принадлежность к исламу, парадоксальным образом противопоставляя знать простолюдинам, являлась дополнительным дифференциальным признаком между ними в сфере культуры, что объективно поддерживало существующий социальный порядок в прежнем виде. |